"Истрачивая деньги на ненужное, мало будешь иметь их на необходимое."
Хилон

Социология

Социальные и политико-экономические предпосылки становления европейско-континентальной модели лоббизма

До недавнего времени практически во всех системах континентальной Европы не было четких правил, регламентирующих лоббистскую деятельность, но в 2000-х гг. ситуация начала кардинально меняться: государства стали внедрять нормы по американскому образцу.


Трипартизм как модель социально-политического партнерства и ее роль в процессе согласования и принятия решений

Прежде чем говорить про неокорпоративизм (трипартизм), нужно понимать, что такое корпоративизм. Корпоративизм имеет место тогда, когда общественными единицами являются не столько отдельные индивиды, сколько различные экономические и функциональные группы. В качестве основного центра власти выступает группа или корпоративныӗ орган, а не индивид. = > конфликт.


Структура современных корпораций и их политические ресурсы

Политико-административные ресурсы корпораций - это совокупность политических и административных ресурсов компаний, позволяющая бизнесу оказывать существенное влияние на деятельность органов власти и характер принимаемых ими решений. То есть это сумма институционализированных (правовых) и неинституционализированных (неформальных) средств, возможностей, механизмов, корпоративных ресурсов, на основе и по поводу которых осуществляется взаимодействие бизнес-элиты с полномочными представителями государственной власти по поводу принятия и реализации стратегических решений, касающихся интересов крупного бизнеса.


Особенности лоббизма в Германии

Для Германии характерна континентально-европейская модель лоббизма.

Политики целенаправленно избегают в юридических документах слово «лоббизм», т.к. он до сих пор соотносится с теневым политическим процессом и неравным влиянием. Как следствие, в немецком законодательстве нет определения кто такой лоббист. Это понятие заменяется «группой интересов».


Соотношение понятий лоббизм и GR

Существуют проблемы с понятийным полем GR и демаркацией его от других, довольно близких по смыслу и содержанию понятий. Важная проблема для теории и практики GR — дистанцирование от лоббистской деятельности. Одни авторы используют понятия «GR» и «лоббизм» как идентичные. Другие считают, что одно понятие включает в себя другое. Третьи рассматривают лоббистскую деятельность как технологическую часть GR.


Объекты лоббистской деятельности в ЕС

Европейская комиссия. Открытость Комиссии к внешнему воздействию обусловлена стремлением найти компромисс между заинтересованными сторонами в процессе работы над той или иной̆ инициативой̆, обеспечить ее принятие. В глазах лоббистов Комиссия привлекательна тем, что легче всего оказывать влияние на начальных стадиях выработки предложений, еще до предварительного опубликования. Процесс обсуждения готовящегося предложения начинается в Совещательном комитете. Именно на этом этапе ЕК вовлекает в дискуссию сторонних экспертов, что позволяет учесть максимальное количество позиций.


Методика организации GR отдела

Прежде чем переходить непосредственно к методике организации данного отдела, стоит сказать пару слов о его функциональном значении. Так к базовым функциям GR-подразделения относят:

•      Организацию мониторинга деятельности ключевых для бизнеса органов власти,

•      Анализ влияния политического процесса на деятельность компании,

•      Разработку стратегии и тактики влияния на органы государственной власти.

Что касается организации GR-аппарата, ее выделяют 2 вида:


Субъекты лоббизма в механизме лоббисткой деятельности ЕС

1. Политические лоббисты - это, прежде всего финансово-экономические и социальные группы, которые добиваются необходимого влияния посредством участия в политической борьбе и предвыборных кампаниях. Так, крупнейшим представителем аграрного лобби в России является Аграрная партия, выступающая за установление особых форм кредитования сельскохозяйственных работ, предоставление местной администрации права контроля над госсубсидиями сельскому хозяйству, ликвидацию «ножниц» цен на аграрную продукцию.  В Западной Европе ярким примером этого субъекта лоббизма является движение «Вперед, Италия!» С. Берлускони, представляющее интересы крупных финансово-промышленных групп.


Социологические методы в сопровождении деятельности GR отдела

Одной из ключевых функцией GRотдела является разработка стратегии и тактики влияния на органы государственной власти. Существует определенный набор методов воздействия и именно здесь актуализируются социологические знания.


Правовые основы регулирования лоббистской деятельности в ЕС

Характеризуя лоббизм в Великобритании, П.А. Толстых выделяет следующие основные требования к членам парламента, касательно их профессиональной деятельности, связанной с лоббизмом (требования предъявляются именно парламентариям):


Становление института лоббизма в условиях переходных обществ

Опросы общественного мнения демонстрируют неуклонное снижение доверия к парламентариям и политическим партиям последние 20 лет. Это связывают с видоизменением системы социально-политического представительства и демократии в целом.


Механизмы, субъекты и структура международного лоббизма

Субъектами международной лоббистской деятельности являются структуры, чья деятельность не ограничивается одной страной, а носит межгосударственный характер. К ним следует прежде всего отнести ТНК, общественные объединения, конфессии, мировые диаспоры и другие группы давления. Объектом их деятельности и лоббистских усилий являются, во-первых, не одно государство, а группа стран либо целые регионы, а во-вторых, международные региональные организации и т.д.


Проблема регулирования лоббизма в переходных обществах

Главная проблема регулирования лоббизма заключается в его неформальной стороне. Клиентелизм -  характерная черта переходных обществ, так как они всегда подразумевают переплетение экономических и политических интересов, а ключевые решения, затрагивающие экономическую сферу, в большинстве случаев политически ангажированы. => проблема соотношения (разграничения) лоббизма и неформальных, коррупционных связей.


Транснациональные корпорации как субъекты лоббизма

Акторов, оказывающих давление на орган государственной власти с целью добиться принятия выгодного для себя решения, можно условно разделить на:

·      Коммерческих субъектов лоббирования

·      Некоммерческих или общественно-политических субъектов лоббирования

·      Других «субъектов лоббистского воздействия»


Особенности неформальных методов лоббизма в переходных обществах

Главная проблема регулирования лоббизма заключается в его неформальной стороне. Клиентелизм -  характерная черта переходных обществ, так как они всегда подразумевают переплетение экономических и политических интересов, а ключевые решения, затрагивающие экономическую сферу, в большинстве случаев политически ангажированы.


Правовые основания и проблема регулирования международной лоббистской деятельности

Международный лоббизм – сложный и малоизученный процесс полит.теории. Он более многофакторное явление, чем внутренний лоббизм. Внутренний, институализирован он или нет, стоится на традициях и полит.культуре. Международный же лоббизм не имеет четких границ, так как здесь все зависит от юридического статуса и национальной принадлежности субъектов и объектов лоббизма.


НОВЫЕ СТАТЬИ ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ
  • Теория позднего модерна Ю.Хабермаса: процессы «колонизации жизненного мира».

    Хабермас рассматривает современность как «незаконченный проект». Центральной проблемой продолжает оставаться рациональность. Утопическая цель заключается в том, чтобы максимально рационализировать так называемые им «систему», так и «жизненный мир».  Т.е. есть «Система» – это государство и экономика (они действуют стратегически и рационально) И есть «Жизненный мир» – это частная жизнь людей и гражданское общество (они коммуникативны и подвержены морали).

  • Теория радикализированного модерна Гидденса

    Гидденс характеризует современную эпоху как радикализированный модерн, главной чертой которого является рефлексивность

    Гидденс рассматривает современность как «сокрушительную силу», которая, в некоторой степени, не управляема.

  • Глобализация и упадок социальных институтов модерна Э.Гидденса

    Глобализация стала важнейшей проблемой для современной социологии.  У Гидденса есть краткое определение глобализации: «Я определяю её как действие на расстоянии».  Или более развёрнутая дефиниция: «Глобализация есть интенсификация социальных отношений всемирного масштаба, которые связывают удалённые локальности таким образом, что события, происходящие в одном месте, формируются тем, что происходит за много миль от них, и наоборот». Глобализация Э. Гидденсом трактуется как естественное продолжение изначальных тенденций модернити. Глобализация по Гидденсу имеет пять составляющих:

  • Теории становления модерна в современной социологической теории

                Теории модерна в современной социологической теории появляются после теорий постмодерна как ответная реакция, на эти теории. Все теории модерна говорят о том, что, несмотря на появление «новой понятийности» и знаний, общество по-прежнему функционирует, опираясь на принципы эпохи просвещения. Модерн никуда не исчез и не заменен постмодерном! Общества по-прежнему классовые, капиталистические, индустриальные, промышленные, демократические,массовые, оформленные в национальные государства. Современные общества представляют собой «новый модерн», «исчерпанный модерн», «радикализированный модерн», «поздний модерн», но все же МОДЕРН.

  • Постмодернистская социология конца XX века.

     Концептуализация современности в постмодернистской социологии, осуществляющаяся через анализ изменения природы и функций научного знания, оформляет исследование природы «социального» и его трансформации и создание теории социального, где «социальное» - это масса, сопротивляющаяся любому упорядочиванию, любому социально трансформирующему разуму. Теория бесконечных «сетей взаимодействий», в которые «пойман» индивид, сопротивляющийся любой упорядоченности, - вот образ социального и общества постмодернистской  мысли.

  • Системная теория Н.Лумана. Основные понятия.

              Никлас Луман рассматривает общество как систему  или "Общество общества". теория Теория Лумана описывает процесс возникновения «Мирового общества» в качестве осевого для социального развития западной цивилизации как таковой.

                Луман использует такие универсальные - как для естественных, так и для социальных наук - ключевые понятия как аутопойесис, бифуркация, биологическая эволюция, хаос, система и функция, информация и коммуникация и описывает динамику эволюционирования всех важнейших сфер общества: Право и Политику, Науку и Образование, Религию и Искусство, Экономику и Любовь.

  • Теория конструктивистского структурализма П. Бурдье.

    П. Бурдье предложил использовать одновременно два принципиальных подхода при изучении социальных реалий.

    Первый - структурализм, который им реализуется в виде принципа двойного структурирование социальной реальности: а) в социальной системе существуют объективные структуры, независящие от сознания и воли людей, которые способны стимулировать те или иные действия и стремления людей; б) сами структуры создаются социальными практиками агентов.