"Деньги либо господствуют над своим обладателем, либо служат ему."
Гораций

Социология

Новая программа для социологии Алена Турена. Работа «Возвращение человека действующего»

Согласно А. Турену, социология создавалась как идеология современности, отражение существующей, социальной реальности. В доминирующей долгое время позитивистской традиции она могла служить оправданием действиям просвещенных военных или гражданских правителей, как, например, в Бразилии или в Турции. Социология также выступала отражением возрастающей роли новых социальных слоев. Последняя значительная конструкция классической социологии — парсоновская социология являлась, по мнению Турена, зеркалом Соединенных Штатов как наиболее могущественного государства. Однако чаще всего, полагает французский социолог, социология была идеологией центра, общественной интеграции, идентификации национально-культурного сообщества с современностью. Именно поэтому она стихийно отождествлялась с наукой об обществе.


Теория общественных движений Алена Турена

Турен задается вопросом: по каким причинам и при каких условиях определенные социальные классы, являющиеся большими, но не составляющими большинство, становятся центральной действующей силой общества? Вопрос об условиях появления и последующего исчезновения рабочего класса как центрального социального агента общества – сердцевина современной социологической мысли. Следует поэтому сначала рассмотреть причины, по которым рабочий класс играл центральную роль в прошлом, а затем - причины, по которым он ускоренно теряет свое центральное место в постиндустриальном обществе. Ведь именно этот процесс трансформирует взгляд на общество в целом.


Работа У. Бека «Космополитическое мировоззрение»

Эпистемологический поворот, а именно - эмпирико-аналитический космополитизм, разрабатываемый в этой книге, имеет двоякую направленность: во-первых, критика сложившегося методологического национализма и, во-вторых, разработка новой методологии – космополитической.


Социологическая теория и методология в начале XXI века

Начало XXI века в социологии предстает в довольно запутанном и даже парадоксальном виде. Эта парадоксальность и запутанность проистекает из внутренней противоречивости двух базовых интерпретаций тезиса глобализма, который выдвинут в качестве главного тезиса для описания фундаментальных процессов современности.


Индустриальная социология

 

Индустриальная социология - это прикладная отрасль социальных наук США, Западной Европы, представители которой занимались изучением социальной структуры, трудовых отношений людей на предприятиях, в фирмах, в трудовых организациях. Основная цель этих исследований - разработка практических рекомендаций по повышению эффективности труда и производства. Теоретико-методологическим фундаментом индустриальной социологии служат концепции Тейлора, Э. Мэйо, В.Парето, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса и других социологов.


Глобализация и ее роль в оформлении социологической теории и методологии на рубеже ⅩⅩ -ⅩⅪ веков

Начало XXI века в социологии предстает в довольно запутанном и даже парадоксальном виде. Эта парадоксальность и запутанность проистекает из внутренней противоречивости двух базовых интерпретаций тезиса глобализма, который выдвинут в качестве главного тезиса для описания фундаментальных процессов современности.


Фредерик У. Тейлор и научный менеджмент

Недостатки традиционной системы управления:

1.       рабочие не заинтересованы в том, чтобы проявлять накопленные трудовые навыки и умения;

2.       администрация не способна использовать в полной мере навыки и умения рабочих, т.к. не знает их;

3.       система материального поощрения неэффективна и не стимулирует должной трудовой отдачи.


Сетевые теории в социологии конца XX века

Сеть – совокупность социальных субъектов и связей между ними, возникающих на основе социальных отношений и сопровождающихся ресурсами (материальными и нематериальными).

Сетевые концепции:

1) Кастельс, Гидденс, Манн – против классики, предлагают свои методы (например, у Урри вообще общество не является предметом социологии).


Фордизм и «массовое производство» (конвейер)

Принципы фордизма изложены автором в его книге «Моя жизнь. Мои достижения». Фордизм - это производственные методы механизированного массового производства, разработанные на основе принципов тейлоризма.


Концепция сети и сетевого общества С. Кастельса

Концепция «сетевого общества» является одной из составляющих целостной теории информационного общества Мануеля Кастельса, охватывающей практически все области человеческой деятельности и позволяющей оценить фундаментальные последствия революции в информационных технологиях. Данная теория является разновидностью теории информационного общества, начавшей свое развитие со второй половины 60-х годов, как модификация концепции постиндустриального общества.


Концепция человеческих отношений

В рамках данного направления: организация - это «социо-техническая система», в которой наряду с технической выделяется особая социальная организация (состоящая из формальной и неформальной структур). В формальной структуре господствуют логика издержек и логика эффективности, в неформальной - нелогические действия, «логика чувств». Тем самым промышленная организация из бюрократической машины превращается в подобие живого организма с встроенными механизмами адаптации.


Новая программа для социологии Дж. Урри

Джон Урри - основатель нового социологического направления «мобильная социология» (mobile sociology), которая изучает глобальные изменения и предлагает новые методы исследований, что делает его идеи важными как для социологов, так и для представителей других дисциплин.

В книге «Социология за пределами общества» Урри подчеркивает, что слияние субъектов и объектов - движущая сила социальных изменений. Новая социология направлена на изучение того, как:


Теории модерна

Теории модерна появляются после теории постмодерна, как ответная реакция на них. Теории модерна объединяет общая идея – показать, что, не смотря на новые принципы функционирования знания, появления новой понятийности, общество по-прежнему функционирует опираясь на принципы эпохи просвещения, о разрыве с которым нам говорил постмодерн. Современной общество - это новый, иной, исчерпанный, поздний, радикализированный, но модерн.


Новые «правила социологического метода» Дж. Урри

Анализ современного общества и его мобильности необходимо рассматривать в свете его глобализации. Распространению глобализационных процессов способствуют силы, созданные человеком, а именно машины, технологии и прочие материальные предметы, которые позволяют радикально сокращать временные расстояния и пространства, разделяющие людей. И возрастающая роль таких процессов ведет к тому, что человеческий и физический миры сильно взаимосвязаны и их невозможно рассматривать отдельно.


What is meant by the term invention? Define the concept of cultural diffusion.

Nonprofessionals usually understand the term invention as new mechanical things. Sociologists have a much broader meaning.  To sociologists, an invention is any recombination of existing cultural elements to produce something new.


Этапы теоретического анализа У. Бека: риск – глобализация – критика методологического национализма.

Фактически, общество риска можно рассматривать как вид общества индустриального, поскольку многие из этих рисков связаны с индустриальным развитием. Бек так резюмирует свою позицию:


НОВЫЕ СТАТЬИ ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ
  • Теория позднего модерна Ю.Хабермаса: процессы «колонизации жизненного мира».

    Хабермас рассматривает современность как «незаконченный проект». Центральной проблемой продолжает оставаться рациональность. Утопическая цель заключается в том, чтобы максимально рационализировать так называемые им «систему», так и «жизненный мир».  Т.е. есть «Система» – это государство и экономика (они действуют стратегически и рационально) И есть «Жизненный мир» – это частная жизнь людей и гражданское общество (они коммуникативны и подвержены морали).

  • Теория радикализированного модерна Гидденса

    Гидденс характеризует современную эпоху как радикализированный модерн, главной чертой которого является рефлексивность

    Гидденс рассматривает современность как «сокрушительную силу», которая, в некоторой степени, не управляема.

  • Глобализация и упадок социальных институтов модерна Э.Гидденса

    Глобализация стала важнейшей проблемой для современной социологии.  У Гидденса есть краткое определение глобализации: «Я определяю её как действие на расстоянии».  Или более развёрнутая дефиниция: «Глобализация есть интенсификация социальных отношений всемирного масштаба, которые связывают удалённые локальности таким образом, что события, происходящие в одном месте, формируются тем, что происходит за много миль от них, и наоборот». Глобализация Э. Гидденсом трактуется как естественное продолжение изначальных тенденций модернити. Глобализация по Гидденсу имеет пять составляющих:

  • Теории становления модерна в современной социологической теории

                Теории модерна в современной социологической теории появляются после теорий постмодерна как ответная реакция, на эти теории. Все теории модерна говорят о том, что, несмотря на появление «новой понятийности» и знаний, общество по-прежнему функционирует, опираясь на принципы эпохи просвещения. Модерн никуда не исчез и не заменен постмодерном! Общества по-прежнему классовые, капиталистические, индустриальные, промышленные, демократические,массовые, оформленные в национальные государства. Современные общества представляют собой «новый модерн», «исчерпанный модерн», «радикализированный модерн», «поздний модерн», но все же МОДЕРН.

  • Постмодернистская социология конца XX века.

     Концептуализация современности в постмодернистской социологии, осуществляющаяся через анализ изменения природы и функций научного знания, оформляет исследование природы «социального» и его трансформации и создание теории социального, где «социальное» - это масса, сопротивляющаяся любому упорядочиванию, любому социально трансформирующему разуму. Теория бесконечных «сетей взаимодействий», в которые «пойман» индивид, сопротивляющийся любой упорядоченности, - вот образ социального и общества постмодернистской  мысли.

  • Системная теория Н.Лумана. Основные понятия.

              Никлас Луман рассматривает общество как систему  или "Общество общества". теория Теория Лумана описывает процесс возникновения «Мирового общества» в качестве осевого для социального развития западной цивилизации как таковой.

                Луман использует такие универсальные - как для естественных, так и для социальных наук - ключевые понятия как аутопойесис, бифуркация, биологическая эволюция, хаос, система и функция, информация и коммуникация и описывает динамику эволюционирования всех важнейших сфер общества: Право и Политику, Науку и Образование, Религию и Искусство, Экономику и Любовь.

  • Теория конструктивистского структурализма П. Бурдье.

    П. Бурдье предложил использовать одновременно два принципиальных подхода при изучении социальных реалий.

    Первый - структурализм, который им реализуется в виде принципа двойного структурирование социальной реальности: а) в социальной системе существуют объективные структуры, независящие от сознания и воли людей, которые способны стимулировать те или иные действия и стремления людей; б) сами структуры создаются социальными практиками агентов.