"Деньги - последний друг, верный до конца."
Сэмюэль Батлер

Социология

Новая программа для социологии Алена Турена. Работа «Возвращение человека действующего»

Согласно А. Турену, социология создавалась как идеология современности, отражение существующей, социальной реальности. В доминирующей долгое время позитивистской традиции она могла служить оправданием действиям просвещенных военных или гражданских правителей, как, например, в Бразилии или в Турции. Социология также выступала отражением возрастающей роли новых социальных слоев. Последняя значительная конструкция классической социологии — парсоновская социология являлась, по мнению Турена, зеркалом Соединенных Штатов как наиболее могущественного государства. Однако чаще всего, полагает французский социолог, социология была идеологией центра, общественной интеграции, идентификации национально-культурного сообщества с современностью. Именно поэтому она стихийно отождествлялась с наукой об обществе.


Теория общественных движений Алена Турена

Турен задается вопросом: по каким причинам и при каких условиях определенные социальные классы, являющиеся большими, но не составляющими большинство, становятся центральной действующей силой общества? Вопрос об условиях появления и последующего исчезновения рабочего класса как центрального социального агента общества – сердцевина современной социологической мысли. Следует поэтому сначала рассмотреть причины, по которым рабочий класс играл центральную роль в прошлом, а затем - причины, по которым он ускоренно теряет свое центральное место в постиндустриальном обществе. Ведь именно этот процесс трансформирует взгляд на общество в целом.


Работа У. Бека «Космополитическое мировоззрение»

Эпистемологический поворот, а именно - эмпирико-аналитический космополитизм, разрабатываемый в этой книге, имеет двоякую направленность: во-первых, критика сложившегося методологического национализма и, во-вторых, разработка новой методологии – космополитической.


Социологическая теория и методология в начале XXI века

Начало XXI века в социологии предстает в довольно запутанном и даже парадоксальном виде. Эта парадоксальность и запутанность проистекает из внутренней противоречивости двух базовых интерпретаций тезиса глобализма, который выдвинут в качестве главного тезиса для описания фундаментальных процессов современности.


Индустриальная социология

 

Индустриальная социология - это прикладная отрасль социальных наук США, Западной Европы, представители которой занимались изучением социальной структуры, трудовых отношений людей на предприятиях, в фирмах, в трудовых организациях. Основная цель этих исследований - разработка практических рекомендаций по повышению эффективности труда и производства. Теоретико-методологическим фундаментом индустриальной социологии служат концепции Тейлора, Э. Мэйо, В.Парето, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса и других социологов.


Глобализация и ее роль в оформлении социологической теории и методологии на рубеже ⅩⅩ -ⅩⅪ веков

Начало XXI века в социологии предстает в довольно запутанном и даже парадоксальном виде. Эта парадоксальность и запутанность проистекает из внутренней противоречивости двух базовых интерпретаций тезиса глобализма, который выдвинут в качестве главного тезиса для описания фундаментальных процессов современности.


Фредерик У. Тейлор и научный менеджмент

Недостатки традиционной системы управления:

1.       рабочие не заинтересованы в том, чтобы проявлять накопленные трудовые навыки и умения;

2.       администрация не способна использовать в полной мере навыки и умения рабочих, т.к. не знает их;

3.       система материального поощрения неэффективна и не стимулирует должной трудовой отдачи.


Сетевые теории в социологии конца XX века

Сеть – совокупность социальных субъектов и связей между ними, возникающих на основе социальных отношений и сопровождающихся ресурсами (материальными и нематериальными).

Сетевые концепции:

1) Кастельс, Гидденс, Манн – против классики, предлагают свои методы (например, у Урри вообще общество не является предметом социологии).


Фордизм и «массовое производство» (конвейер)

Принципы фордизма изложены автором в его книге «Моя жизнь. Мои достижения». Фордизм - это производственные методы механизированного массового производства, разработанные на основе принципов тейлоризма.


Концепция сети и сетевого общества С. Кастельса

Концепция «сетевого общества» является одной из составляющих целостной теории информационного общества Мануеля Кастельса, охватывающей практически все области человеческой деятельности и позволяющей оценить фундаментальные последствия революции в информационных технологиях. Данная теория является разновидностью теории информационного общества, начавшей свое развитие со второй половины 60-х годов, как модификация концепции постиндустриального общества.


Концепция человеческих отношений

В рамках данного направления: организация - это «социо-техническая система», в которой наряду с технической выделяется особая социальная организация (состоящая из формальной и неформальной структур). В формальной структуре господствуют логика издержек и логика эффективности, в неформальной - нелогические действия, «логика чувств». Тем самым промышленная организация из бюрократической машины превращается в подобие живого организма с встроенными механизмами адаптации.


Новая программа для социологии Дж. Урри

Джон Урри - основатель нового социологического направления «мобильная социология» (mobile sociology), которая изучает глобальные изменения и предлагает новые методы исследований, что делает его идеи важными как для социологов, так и для представителей других дисциплин.

В книге «Социология за пределами общества» Урри подчеркивает, что слияние субъектов и объектов - движущая сила социальных изменений. Новая социология направлена на изучение того, как:


Теории модерна

Теории модерна появляются после теории постмодерна, как ответная реакция на них. Теории модерна объединяет общая идея – показать, что, не смотря на новые принципы функционирования знания, появления новой понятийности, общество по-прежнему функционирует опираясь на принципы эпохи просвещения, о разрыве с которым нам говорил постмодерн. Современной общество - это новый, иной, исчерпанный, поздний, радикализированный, но модерн.


Новые «правила социологического метода» Дж. Урри

Анализ современного общества и его мобильности необходимо рассматривать в свете его глобализации. Распространению глобализационных процессов способствуют силы, созданные человеком, а именно машины, технологии и прочие материальные предметы, которые позволяют радикально сокращать временные расстояния и пространства, разделяющие людей. И возрастающая роль таких процессов ведет к тому, что человеческий и физический миры сильно взаимосвязаны и их невозможно рассматривать отдельно.


What is meant by the term invention? Define the concept of cultural diffusion.

Nonprofessionals usually understand the term invention as new mechanical things. Sociologists have a much broader meaning.  To sociologists, an invention is any recombination of existing cultural elements to produce something new.


Этапы теоретического анализа У. Бека: риск – глобализация – критика методологического национализма.

Фактически, общество риска можно рассматривать как вид общества индустриального, поскольку многие из этих рисков связаны с индустриальным развитием. Бек так резюмирует свою позицию:


НОВЫЕ СТАТЬИ ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ
  • Теория позднего модерна Ю.Хабермаса: процессы «колонизации жизненного мира».

    Хабермас рассматривает современность как «незаконченный проект». Центральной проблемой продолжает оставаться рациональность. Утопическая цель заключается в том, чтобы максимально рационализировать так называемые им «систему», так и «жизненный мир».  Т.е. есть «Система» – это государство и экономика (они действуют стратегически и рационально) И есть «Жизненный мир» – это частная жизнь людей и гражданское общество (они коммуникативны и подвержены морали).

  • Теория радикализированного модерна Гидденса

    Гидденс характеризует современную эпоху как радикализированный модерн, главной чертой которого является рефлексивность

    Гидденс рассматривает современность как «сокрушительную силу», которая, в некоторой степени, не управляема.

  • Глобализация и упадок социальных институтов модерна Э.Гидденса

    Глобализация стала важнейшей проблемой для современной социологии.  У Гидденса есть краткое определение глобализации: «Я определяю её как действие на расстоянии».  Или более развёрнутая дефиниция: «Глобализация есть интенсификация социальных отношений всемирного масштаба, которые связывают удалённые локальности таким образом, что события, происходящие в одном месте, формируются тем, что происходит за много миль от них, и наоборот». Глобализация Э. Гидденсом трактуется как естественное продолжение изначальных тенденций модернити. Глобализация по Гидденсу имеет пять составляющих:

  • Теории становления модерна в современной социологической теории

                Теории модерна в современной социологической теории появляются после теорий постмодерна как ответная реакция, на эти теории. Все теории модерна говорят о том, что, несмотря на появление «новой понятийности» и знаний, общество по-прежнему функционирует, опираясь на принципы эпохи просвещения. Модерн никуда не исчез и не заменен постмодерном! Общества по-прежнему классовые, капиталистические, индустриальные, промышленные, демократические,массовые, оформленные в национальные государства. Современные общества представляют собой «новый модерн», «исчерпанный модерн», «радикализированный модерн», «поздний модерн», но все же МОДЕРН.

  • Постмодернистская социология конца XX века.

     Концептуализация современности в постмодернистской социологии, осуществляющаяся через анализ изменения природы и функций научного знания, оформляет исследование природы «социального» и его трансформации и создание теории социального, где «социальное» - это масса, сопротивляющаяся любому упорядочиванию, любому социально трансформирующему разуму. Теория бесконечных «сетей взаимодействий», в которые «пойман» индивид, сопротивляющийся любой упорядоченности, - вот образ социального и общества постмодернистской  мысли.

  • Системная теория Н.Лумана. Основные понятия.

              Никлас Луман рассматривает общество как систему  или "Общество общества". теория Теория Лумана описывает процесс возникновения «Мирового общества» в качестве осевого для социального развития западной цивилизации как таковой.

                Луман использует такие универсальные - как для естественных, так и для социальных наук - ключевые понятия как аутопойесис, бифуркация, биологическая эволюция, хаос, система и функция, информация и коммуникация и описывает динамику эволюционирования всех важнейших сфер общества: Право и Политику, Науку и Образование, Религию и Искусство, Экономику и Любовь.

  • Теория конструктивистского структурализма П. Бурдье.

    П. Бурдье предложил использовать одновременно два принципиальных подхода при изучении социальных реалий.

    Первый - структурализм, который им реализуется в виде принципа двойного структурирование социальной реальности: а) в социальной системе существуют объективные структуры, независящие от сознания и воли людей, которые способны стимулировать те или иные действия и стремления людей; б) сами структуры создаются социальными практиками агентов.