"Если не в деньгах счастье, то отдайте их соседу."
Жюль Ренар

Социология

«Кризис социологии» в теории О. Гоулднера

 

Выделим главные положения, на которых основывается заключение Гоулднера о кризисе.

Прежде всего, это наличие острых теоретико-методологических и идеологических расхождений среди американских социологов. Отсутствие единой, всеобъемлющей теории общества, междоусобные тяжбы, неадекватность или ограниченность теоретических возможностей «гранд теории» - структурного функционализма. Он показал, что развертывание специализированных социологических исследований не привело к созданию предпосылок для подлинно научной общесоциологической теории, а только способствовало усилению того, что обозреватели на Западе стали называть концептуальным беспорядком, «интеллектуальным Вавилоном». Появилась даже теория мульти-парадигмального характера социологии, отличающая эту дисциплину от других общественных наук.


«Кризис социологии» в интерпретации Р.Мертона

Р. Мертон считал, что социология всегда находилась в кризисе, но острый кризис разразился только в 60-70 гг. Это кризис изобилия, кризис процветания (3 промышленные революции, новая эпоха). Он видит проблему в колоссальном количестве теорий – проблемы их единства и их «адекватности».


Соотношение функционализма и герменевтических подходов у Ю.Хабермаса

Основу теории Хабермаса составляют понятия целерационального и коммуникативного действия. Говоря о «целерациональном действии», Хабермас различает инструментальное и стратегическое действие. Оба подразумевают рассчитанное стремление к личной выгоде.


Проблема единства социологического знания у Мертона.

Одной из центральных в работах Мертона была идея соединения теоретического и эмпирического, макро- и микросоциологического уровней знания. Мертон стремился соединить теоретическую и эмпирическую социологию в теории среднего уровня, или среднего ранга, которая базировалась на его концепции функционального анализа.


Структуралистский конструктивизм П. Бурдье

П. Бурдье предложил использовать одновременно два принципиальных подхода при изучении социальных реалий.

Первый - структурализм, который им реализуется в виде принципа двойного структурирование социальной реальности: а) в социальной системе существуют объективные структуры, независящие от сознания и воли людей, которые способны стимулировать те или иные действия и стремления людей; б) сами структуры создаются социальными практиками агентов.


Социология как мультипарадигмальная наука: Р. Мертон.

Социологи считают социологию мультипарадигмальной наукой. «Социальную реальность» можно рассматривать с разных точек зрения, что не позволяет говорить о единой «социологической теории» как всеобъемлющей и признанной группе доказательств, обсуждение основных дисциплинарных проблем которой более или менее закончилось в духе общего консенсуса. Идею «множественности теорий» особенно под влиянием школ «постмодерна» связывают и с идеей невозможности рационально решить вопрос выбора среди существующих теорий в пользу одной линии мысли.


Критика структурализма и теория структурации Гидденса.

Гидденс подвергает критике функционализм и структурализм за то, что они: 1) противопоставляют синхроническое и диахроническое измерения (Синхрония представляет собой ось одновременности, касающуюся отношений между сосуществующими вещами, откуда исключено всякое вмешательство времени, а диахрония - ось последовательности, на которой никогда нельзя увидеть больше одной вещи зараз, а по которой располагаются все явления оси со всеми их изменениями). Принцип различения языка и речи и принцип разделения синхронии – диахронии связаны: язык может быть подвергнут синхронному анализу, а изучение речи возможно только диахронически; 2) отождествляют систему и структуру; 3) считают власть вторичным феноменом, а предметом социологии - нормы или ценности; 4) неспособны концептуализировать договорный характер норм. 5) Самое главное, в чем Гидденс их упрекает, - что в них индивиды всегда оказываются придатками системы. Гидденс убежден, что ни одна социологическая теория не способна адекватно объяснить конституирование общественной жизни как производство деятельных субъектов.


Структура социологической теории и программа рефлексивной социологии О. Гоулднера.

О.Гоулднер искал выход из кризиса социологии.

Поиск выхода из кризиса следует искать на пути создания «новой социологии». Необходимо преодолеть ограниченность концептуальных средств структурно-функционального анализа, поскольку такие понятия, как «социальная система», «роль», «функция», «поведенческий организм» не исчерпывают отражения социальной реальности.


Критика классической концепции социального действия. Концепция практики Э. Гидденс

Гидденс исходит из двух методологических принципов: «дуальности структуры» (duality of structure) и «двойной герменевтики» (double hermeneutics). Суть «дуальности структуры» сводится к тому, что ни субъект (социальный агент), ни объект (социальные институты) не обладают приоритетом по отношению друг к другу, а взаимно конституируются в социальной практике. Гидденс отвергает дуализм «социальное действие субъекта — социальные структуры/институты» в его традиционном понимании. Он наделяет понятие «дуальности» (duality) — или двуединства структуры — особым смыслом: в процессе социального действия структура выступает как в роли разрешающего, так и в роли ограничивающего фактора. Таким образом, в качестве предмета социологии выдвигается диалектическое взаимопревращение социального действия и социальной структуры.


Структуралистская парадигма как выход из кризиса у Р. Мертона.

 Хотя и Мертон, и Парсонс оба связаны со структурным функционализмом, между ними существуют значительные различия. Во-первых, если Парсонс отстаивал создание крупных всеобъемлющих теорий, то Мертон предпочитал более ограниченные, среднего уровня теории. Кроме того, Мертон в большей степени, чем Парсонс, поддерживал марксистскую теорию. Фактически можно считать, что Мертон и некоторые его студенты (особенно А. Гоулднер) в политическом смысле придали структурному функционализму более левый оттенок. Мертон критиковал положения, которые считал тремя основными постулатами функционального анализа.


Классическая концепция социального действия Вебера

Социальное действие – это действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу относится с действием других людей и ориентируется на него.


Структура социологической теории Дж. Александера.

Под огнем критики структурный функционализм, начиная с середины 1960-х гг. по сей день, утратил свое значение. Но в середине 1980-х была предпринята серьезная попытка возродить эту теорию под именем «неофункционализма». Джеффри Александер определяет неофункционализм как «самокритичное направление функциональной теории, которое стремится расширить интеллектуальные горизонты функционализма, сохраняя его теоретическую основу».


Классическая концепция социального действия Парсонса

Т. Парсонс рассматривает действие «как единицу с точки зрения определенной системы координат» и выделяет ряд фактов, конституирующих единичный акт: актор, цель деятельности, социальная ситуация и нормативная система.


Критика структурного функционализма О. Гоулднера

Выделим главные положения, на которых основывается заключение Гоулднера о несостоятельности структурного функционализма.

Прежде всего, это наличие острых теоретико-методологических и идеологических расхождений среди американских социологов. Отсутствие единой, всеобъемлющей теории общества, междоусобные тяжбы, неадекватность или ограниченность теоретических возможностей «гранд теории» - структурного функционализма.


Конструктивизм Лумана: теория аутопоэзных систем

Никлас Луман (1927-2000) - один из классиков современной немецкой социологии; считал, что кризис в социологии связан с отсутствием единой теории. Задача теории - упрощение сложного реального мира. Социология должна заниматься не прогрессом или эволюцией, а разрабатывать теоретические инструменты.

Понятие «система» пришло в социологию из естественных наук. Традиционно система понималась либо как множество соотносящихся элементов, либо как множество соотносящихся структур, либо как процесс. Отныне система определяется предельно просто: cистема - это некоторая совокупность, которая отличает себя от внешней среды.


Социология социологии А.Гоулднера

Поиск выхода из кризиса следует искать на пути создания «новой социологии». Необходимо преодолеть ограниченность концептуальных средств структурно-функционального анализа, поскольку такие понятия, как «социальная система», «роль», «функция», «поведенческий организм» не исчерпывают отражения социальной реальности. Стремление «изнутри» проанализировать состояние социологической дисциплины, проверить научность ее «базовых утверждений» с тем, чтобы избавиться от упомянутых идеологических искажений, иллюзий и профессиональных мифов, дало толчок так называемой «социологии социологии».


НОВЫЕ СТАТЬИ ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ
  • Теория позднего модерна Ю.Хабермаса: процессы «колонизации жизненного мира».

    Хабермас рассматривает современность как «незаконченный проект». Центральной проблемой продолжает оставаться рациональность. Утопическая цель заключается в том, чтобы максимально рационализировать так называемые им «систему», так и «жизненный мир».  Т.е. есть «Система» – это государство и экономика (они действуют стратегически и рационально) И есть «Жизненный мир» – это частная жизнь людей и гражданское общество (они коммуникативны и подвержены морали).

  • Теория радикализированного модерна Гидденса

    Гидденс характеризует современную эпоху как радикализированный модерн, главной чертой которого является рефлексивность

    Гидденс рассматривает современность как «сокрушительную силу», которая, в некоторой степени, не управляема.

  • Глобализация и упадок социальных институтов модерна Э.Гидденса

    Глобализация стала важнейшей проблемой для современной социологии.  У Гидденса есть краткое определение глобализации: «Я определяю её как действие на расстоянии».  Или более развёрнутая дефиниция: «Глобализация есть интенсификация социальных отношений всемирного масштаба, которые связывают удалённые локальности таким образом, что события, происходящие в одном месте, формируются тем, что происходит за много миль от них, и наоборот». Глобализация Э. Гидденсом трактуется как естественное продолжение изначальных тенденций модернити. Глобализация по Гидденсу имеет пять составляющих:

  • Теории становления модерна в современной социологической теории

                Теории модерна в современной социологической теории появляются после теорий постмодерна как ответная реакция, на эти теории. Все теории модерна говорят о том, что, несмотря на появление «новой понятийности» и знаний, общество по-прежнему функционирует, опираясь на принципы эпохи просвещения. Модерн никуда не исчез и не заменен постмодерном! Общества по-прежнему классовые, капиталистические, индустриальные, промышленные, демократические,массовые, оформленные в национальные государства. Современные общества представляют собой «новый модерн», «исчерпанный модерн», «радикализированный модерн», «поздний модерн», но все же МОДЕРН.

  • Постмодернистская социология конца XX века.

     Концептуализация современности в постмодернистской социологии, осуществляющаяся через анализ изменения природы и функций научного знания, оформляет исследование природы «социального» и его трансформации и создание теории социального, где «социальное» - это масса, сопротивляющаяся любому упорядочиванию, любому социально трансформирующему разуму. Теория бесконечных «сетей взаимодействий», в которые «пойман» индивид, сопротивляющийся любой упорядоченности, - вот образ социального и общества постмодернистской  мысли.

  • Системная теория Н.Лумана. Основные понятия.

              Никлас Луман рассматривает общество как систему  или "Общество общества". теория Теория Лумана описывает процесс возникновения «Мирового общества» в качестве осевого для социального развития западной цивилизации как таковой.

                Луман использует такие универсальные - как для естественных, так и для социальных наук - ключевые понятия как аутопойесис, бифуркация, биологическая эволюция, хаос, система и функция, информация и коммуникация и описывает динамику эволюционирования всех важнейших сфер общества: Право и Политику, Науку и Образование, Религию и Искусство, Экономику и Любовь.

  • Теория конструктивистского структурализма П. Бурдье.

    П. Бурдье предложил использовать одновременно два принципиальных подхода при изучении социальных реалий.

    Первый - структурализм, который им реализуется в виде принципа двойного структурирование социальной реальности: а) в социальной системе существуют объективные структуры, независящие от сознания и воли людей, которые способны стимулировать те или иные действия и стремления людей; б) сами структуры создаются социальными практиками агентов.