"Везучие живут с деньгами, невезучие - без, а негодяи - для."
Ж.Элгози

Социология

НЕОЭВОЛЮЦИОНИЗМ ХАБЕРМАСА

«Реконструкция исторического материализма» 1976 г.

Особенность теории:

- попытка сохранить внутри теорию прогресса, т.е. прогрессивного и эволюционного движения обществ.

- подводится итог видения исторического движения в рамках марксизма

- сохраняется верность классическим идеалам Просвещения

- теория является альтернативой теории соц. изменения Н.Лумана


Теория «коммуникативного действия» Ю.Хабермаса. Основные понятия.

            Теория коммуникативного действия — это теория, направленная на интегративное понимание социальной реальности. Согласно этой теории, коммуникативная модель нацелена на пересмотр и обновление классического понятия рациональности, а также на определение масштабов критической оценки социального устройства. Теория коммуникативного действия является синтезом рациональности социального действия и интеракции.


Теория конструктивистского структурализма П. Бурдье.

П. Бурдье предложил использовать одновременно два принципиальных подхода при изучении социальных реалий.

Первый - структурализм, который им реализуется в виде принципа двойного структурирование социальной реальности: а) в социальной системе существуют объективные структуры, независящие от сознания и воли людей, которые способны стимулировать те или иные действия и стремления людей; б) сами структуры создаются социальными практиками агентов.


Теория позднего модерна Ю. Хабермаса: паталогии модерна и процессы «колонизации жизненного мира»

Обращаясь к теории модерна, Хабермас особо подчеркивает значимость двух тезисов.

Во-первых, расчленение «системы» и «жизненного мира» является необходимым условием для перехода от статусно-стратифицированных обществ европейского феодализма к экономическим классовым обществам раннего модерна. При этом система представляет собой формально организованные сферы действия в области экономики и политики (хозяйство н государство), а жизненный мир структурируется коммуникативно как частная и общественная сфера.


Системная теория Н.Лумана. Основные понятия.

          Никлас Луман рассматривает общество как систему  или "Общество общества". теория Теория Лумана описывает процесс возникновения «Мирового общества» в качестве осевого для социального развития западной цивилизации как таковой.

            Луман использует такие универсальные - как для естественных, так и для социальных наук - ключевые понятия как аутопойесис, бифуркация, биологическая эволюция, хаос, система и функция, информация и коммуникация и описывает динамику эволюционирования всех важнейших сфер общества: Право и Политику, Науку и Образование, Религию и Искусство, Экономику и Любовь.


Теория революции Р.Гарра

В своей наиболее известной работе «Почему люди бунтуют» Т.Р. Гарр выступает как социолог-теоретик и как социолог-практик. Основываясь на обширном материале о причинах и особенностях нескольких сотен конфликтов, начиная с 17 в., он попытался найти общие закономерности любого революционного движения, связанного с войной, террором или вообще применением насилия.


Постмодернистская социология конца XX века.

 Концептуализация современности в постмодернистской социологии, осуществляющаяся через анализ изменения природы и функций научного знания, оформляет исследование природы «социального» и его трансформации и создание теории социального, где «социальное» - это масса, сопротивляющаяся любому упорядочиванию, любому социально трансформирующему разуму. Теория бесконечных «сетей взаимодействий», в которые «пойман» индивид, сопротивляющийся любой упорядоченности, - вот образ социального и общества постмодернистской  мысли.


Теории становления модерна в исторической социологии

            Под «модерном» в социологии понимается современность – т.е. социальные формы, ставшие результатом индустриальной или промышленной революции. Под этим термином также понимается «настоящее время в связи с прошлым».

            Модерн - проявление модернизации, которая представляет собой процесс социального изменения, начатого индустриализацией. К обществу модерна привели открытия, изобретения и распространения образцов материальной и идеальной культуры по планете. Индустриальные технологии привели к процветанию в одних обществах и породили социальные проблемы в других.


Теории становления модерна в современной социологической теории

            Теории модерна в современной социологической теории появляются после теорий постмодерна как ответная реакция, на эти теории. Все теории модерна говорят о том, что, несмотря на появление «новой понятийности» и знаний, общество по-прежнему функционирует, опираясь на принципы эпохи просвещения. Модерн никуда не исчез и не заменен постмодерном! Общества по-прежнему классовые, капиталистические, индустриальные, промышленные, демократические,массовые, оформленные в национальные государства. Современные общества представляют собой «новый модерн», «исчерпанный модерн», «радикализированный модерн», «поздний модерн», но все же МОДЕРН.


Третья промышленная революция и ее социальные последствия

            Третья промышленная революция или цифровая революция — повсеместный переход от аналоговых технологий к цифровым, начавшийся в 1960-х годах.

ТПР - коренные изменения, связанные с широким распространением информационно-коммуникационных технологий, начавшимся во второй половине XX века, и ставшие предпосылками информационной революции, которая, в свою очередь, предопределила процессы глобализации и возникновения постиндустриальной экономики.


Глобализация и упадок социальных институтов модерна Э.Гидденса

Глобализация стала важнейшей проблемой для современной социологии.  У Гидденса есть краткое определение глобализации: «Я определяю её как действие на расстоянии».  Или более развёрнутая дефиниция: «Глобализация есть интенсификация социальных отношений всемирного масштаба, которые связывают удалённые локальности таким образом, что события, происходящие в одном месте, формируются тем, что происходит за много миль от них, и наоборот». Глобализация Э. Гидденсом трактуется как естественное продолжение изначальных тенденций модернити. Глобализация по Гидденсу имеет пять составляющих:


Философия социальных наук и методология социологии: точки взаимодействия. Методологическая рефлексия в современной теоретической социологии (спор о позитивизме).

Конец XX – начало XXI века характеризуется увеличением сложности современных обществ, становлением нового глобального порядка, характеризуемого чаще всего как «порядок постоянного беспорядка и нарушения равновесия», развитие различных «сетей и потоков», «перемещений», «размывание эндогенных структур общества».

Социологическая теория конца XX - начала XXI в. в целом и теория общества в частности начали и продолжают оформляться в настоящее время под влиянием двух фундаментальных процессов, а именно развития информационных технологий и глобализации.


Теория радикализированного модерна Гидденса

Гидденс характеризует современную эпоху как радикализированный модерн, главной чертой которого является рефлексивность

Гидденс рассматривает современность как «сокрушительную силу», которая, в некоторой степени, не управляема.


Трансформация предметной области в социологии рубежа XX-XXI веков

Начало этому было положено в работах И. Валлерстайна. Ценность исследований Валлерстайна состоит в том, что он переориентирует социологический интерес на изучение "мировой системы".Традиционнопредметом социологии считалосьизучение общества. При этом под обществом подразумевалосьсоциальное объединение или "социальное взаимодействие" вообще, либо какая-то четко отграниченная социальная система во всей ее целостности.


Теория позднего модерна Ю.Хабермаса: процессы «колонизации жизненного мира».

Хабермас рассматривает современность как «незаконченный проект». Центральной проблемой продолжает оставаться рациональность. Утопическая цель заключается в том, чтобы максимально рационализировать так называемые им «систему», так и «жизненный мир».  Т.е. есть «Система» – это государство и экономика (они действуют стратегически и рационально) И есть «Жизненный мир» – это частная жизнь людей и гражданское общество (они коммуникативны и подвержены морали).


Проблемы создания «новой понятийности» в современной социологии. Работа З. Баумана «Текучая современность»

В современном мире формируются два мира, не пересекающихся между собой.

1 мир – космополитичен. Глобализирующий мир. Тут люди не привязаны к пространству. У них есть компьютер и они могут работать, где угодно.

2 мир – локальные сообщества, которые оказались исключенными из глобального мира, и, поэтому, остались привязаны к пространству.


НОВЫЕ СТАТЬИ ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ
  • Теория позднего модерна Ю.Хабермаса: процессы «колонизации жизненного мира».

    Хабермас рассматривает современность как «незаконченный проект». Центральной проблемой продолжает оставаться рациональность. Утопическая цель заключается в том, чтобы максимально рационализировать так называемые им «систему», так и «жизненный мир».  Т.е. есть «Система» – это государство и экономика (они действуют стратегически и рационально) И есть «Жизненный мир» – это частная жизнь людей и гражданское общество (они коммуникативны и подвержены морали).

  • Теория радикализированного модерна Гидденса

    Гидденс характеризует современную эпоху как радикализированный модерн, главной чертой которого является рефлексивность

    Гидденс рассматривает современность как «сокрушительную силу», которая, в некоторой степени, не управляема.

  • Глобализация и упадок социальных институтов модерна Э.Гидденса

    Глобализация стала важнейшей проблемой для современной социологии.  У Гидденса есть краткое определение глобализации: «Я определяю её как действие на расстоянии».  Или более развёрнутая дефиниция: «Глобализация есть интенсификация социальных отношений всемирного масштаба, которые связывают удалённые локальности таким образом, что события, происходящие в одном месте, формируются тем, что происходит за много миль от них, и наоборот». Глобализация Э. Гидденсом трактуется как естественное продолжение изначальных тенденций модернити. Глобализация по Гидденсу имеет пять составляющих:

  • Теории становления модерна в современной социологической теории

                Теории модерна в современной социологической теории появляются после теорий постмодерна как ответная реакция, на эти теории. Все теории модерна говорят о том, что, несмотря на появление «новой понятийности» и знаний, общество по-прежнему функционирует, опираясь на принципы эпохи просвещения. Модерн никуда не исчез и не заменен постмодерном! Общества по-прежнему классовые, капиталистические, индустриальные, промышленные, демократические,массовые, оформленные в национальные государства. Современные общества представляют собой «новый модерн», «исчерпанный модерн», «радикализированный модерн», «поздний модерн», но все же МОДЕРН.

  • Постмодернистская социология конца XX века.

     Концептуализация современности в постмодернистской социологии, осуществляющаяся через анализ изменения природы и функций научного знания, оформляет исследование природы «социального» и его трансформации и создание теории социального, где «социальное» - это масса, сопротивляющаяся любому упорядочиванию, любому социально трансформирующему разуму. Теория бесконечных «сетей взаимодействий», в которые «пойман» индивид, сопротивляющийся любой упорядоченности, - вот образ социального и общества постмодернистской  мысли.

  • Системная теория Н.Лумана. Основные понятия.

              Никлас Луман рассматривает общество как систему  или "Общество общества". теория Теория Лумана описывает процесс возникновения «Мирового общества» в качестве осевого для социального развития западной цивилизации как таковой.

                Луман использует такие универсальные - как для естественных, так и для социальных наук - ключевые понятия как аутопойесис, бифуркация, биологическая эволюция, хаос, система и функция, информация и коммуникация и описывает динамику эволюционирования всех важнейших сфер общества: Право и Политику, Науку и Образование, Религию и Искусство, Экономику и Любовь.

  • Теория конструктивистского структурализма П. Бурдье.

    П. Бурдье предложил использовать одновременно два принципиальных подхода при изучении социальных реалий.

    Первый - структурализм, который им реализуется в виде принципа двойного структурирование социальной реальности: а) в социальной системе существуют объективные структуры, независящие от сознания и воли людей, которые способны стимулировать те или иные действия и стремления людей; б) сами структуры создаются социальными практиками агентов.