"Нажить много денег - храбрость; сохранить их - мудрость, а умело расходовать - искусство."
Бертольд Авербахэ

Социология

Проблема стадий развития общества в марксизме.

Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.

В противоположность царившим в домарксистском обществознании взглядам необъяснимой загадочности исторического развития, т.е. идей фатализма, волюнтаризма и идеализма, марксизм выработал новую теорию развития и познания общества – исторический материализм. Две главные категории исторического материализма – это взаимосопряженные понятия общественно-экономических формаций и способов производства.


Дискуссии об азиатском способе производства.

Термин азиатский способ производства фигурирует в переписке Маркса с Энгельсом, а также в некоторых статьях, например «Британское владычество в Индии». В качестве определяющей черты этой формации Маркс указывал отсутствие частной собственности на землю.

Для азиатского способа производства характерны:


Основные компоненты методологического аппарата научного исследования.

Общую характеристику любой научной работы содержит ее методологический аппарат. Это, наряду с выводами, самая важная ее составная часть. Руководству научного учреждения, специалисту или же заказчику требуется совсем немного времени, чтобы оценить качество работы. Для этого им достаточно прочитать то, что написано об актуальности темы, как сформулированы объект, предмет, цель и задачи исследования, в чем заключается его научная и практическая значимость. Эти разделы позволяют составить общее впечатление о научной работе и оценить уровень научной компетентности ее автора.


Социальная революция. Революционная ситуация. Восстание как искусство.

Социальная революция - качественный скачок в развитии общества, который сопровождается переходом государственной власти в руки революционного класса или классов и глубокими изменениями во всех сферах общественной жизни. По Марксу социальные революции являются выражением сущности естественно- исторического процесса развития общества. Они имеют всеобщий закономерный характер и представляют собой важнейшие принципиальные изменения, свершающиеся в истории человечества.


Понятия «метод», «научный метод». Типология методов научного исследования.

Метод - «путь к чему-либо», способ деятельности субъекта в любой ее форме.

Многообразие видов человеческой деятельностиобусловливает многообразный спектр методов, которые могут быть классифицированы по самым различным основаниям: методы духовной, научной, практической, материальной деятельности.


Линейно-стадиальный подход к рассмотрению всемирной истории. Формационный подход.

Линейно-стадиальный подход к истории, подразумевает, что история слагается из качественно различных стадий (эпох, формаций и т.п.) и обладает определенным внутренним единством, так что отдельные цивилизации, культуры и т.п. - при всей их уникальности - оказываются только фрагментами целостной человеческой истории.


Общенаучные логические методы и приемы познания.

В структуре общенаучных методов и приемов чаще всего выделяют три уровня: 1) методы эмпирического исследования; 2) методы теоретического познания; 3) общелогические методы и приемы исследования, перечь которых представлен ниже.


Цивилизационный подход к рассмотрению всемирной истории.

При цивилизационном подходе история рассматривается как совокупность локальных, мало связанных или вообще не связанных между собою цивилизаций, или культур. Пик популярности данного подхода приходится на 20-30-е гг. XX в. и связан прежде всего с именами О. Шпенглера и А. Тойнби.


Методика научного исследования.

В исследовании мало составить перечень методов, необходимо их сконструировать и организовать в систему.

Методика - это совокупность способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных с их помощью результатов. Она зависит от характера объекта изучения, методологии, цели исследования, разработанных методов, общего уровня квалификации исследователя.


Концепция постиндустриального общества Д. Белла.

Источник: Белл Д. «Грядущее постиндустриальное общество»

Эта книга о социальном прогнозировании. Данная работа посвящена будущему развитых индустриальных обществ. Переход от сельского к урбанизированному обществу, от аграрной к индустриальной экономике, от федерализованного к централизованному политическому государству по своей сути - фундаментальные изменения в общественной структуре. Когда происходят такие глобальные перемены, они не позволяют предсказывать будущее, а лишь определяют перечень проблем, стоящих перед обществом и требующих своего решения. Именно его и можно прогнозировать. Идея постиндустриального общества и представляет собой прогноз перемен в социальной структуре западного общества.


Научные факты и их роль в научном исследовании.

Любое научное исследование начинается со сбора, систематизации и обобщения фактов. От лат.Factum - сделанное, свершившееся.

Обычно различают факты действительности и научные факты.

Факты действительности - это явления, происходившие или происходящие на самом деле.

Научные факты - отраженные сознанием факты действительности, причем проверенные, осмысленные и зафиксированные в языке науки в виде эмпирических суждений. Иными словами, научные факты становятся таковыми тогда, когда они являются элементами системы научного знания, когда он сформулирован в рамках некоторой системы понятий.


Понятие науки. Наука как деятельность, система знаний, социальный институт.

Один из основателей науки о науке Джон Бернал, утверждал, что «дать определение науки по существу невозможно».

Наука- это особая форма познавательной деятельности, направленная на выработку новых системно-организованных объективных и аргументированных знаний о мире.


Понятие научной проблемы, ее постановка и формулирование.

Научную проблему часто характеризуют как «осознанное незнание». Действительно, пока мы не осознаем своего незнания о каких-либо явлениях или об их сторонах, нам все ясно, проблем нет.

Научная проблема - это форма научного знания, содержание которой составляет то, что еще не познано человеком, но что нужно познать, т. е. это знание о незнании, это вопрос, возникший в ходе познания или практики и требующий научно-практического решения.


Специфика научного познания и критерии научности. Закономерности развития и функционирования науки (Поппер, Кун, Лакатос).

Основные особенности научного познания:

1. Его основная задача - обнаружение объективных законов действительности - природных, социальных. Отсюда ориентация главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракции, в форме идеализированных объектов.


Понятие научной теории: сущность, функции, виды.

Научная теория возникает как закономерный результат всей предшествующей познавательной деятельности, содержит те элементы и формы, с которыми исследователь имел дело еще на начальных стадиях рационального познания.


Методологические принципы классической, неклассической и постнеклассической науки.

Наука как целостный феномен возникает в Новое время вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический. На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формулируется определенный стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат и т.п.


НОВЫЕ СТАТЬИ ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ
  • Теория позднего модерна Ю.Хабермаса: процессы «колонизации жизненного мира».

    Хабермас рассматривает современность как «незаконченный проект». Центральной проблемой продолжает оставаться рациональность. Утопическая цель заключается в том, чтобы максимально рационализировать так называемые им «систему», так и «жизненный мир».  Т.е. есть «Система» – это государство и экономика (они действуют стратегически и рационально) И есть «Жизненный мир» – это частная жизнь людей и гражданское общество (они коммуникативны и подвержены морали).

  • Теория радикализированного модерна Гидденса

    Гидденс характеризует современную эпоху как радикализированный модерн, главной чертой которого является рефлексивность

    Гидденс рассматривает современность как «сокрушительную силу», которая, в некоторой степени, не управляема.

  • Глобализация и упадок социальных институтов модерна Э.Гидденса

    Глобализация стала важнейшей проблемой для современной социологии.  У Гидденса есть краткое определение глобализации: «Я определяю её как действие на расстоянии».  Или более развёрнутая дефиниция: «Глобализация есть интенсификация социальных отношений всемирного масштаба, которые связывают удалённые локальности таким образом, что события, происходящие в одном месте, формируются тем, что происходит за много миль от них, и наоборот». Глобализация Э. Гидденсом трактуется как естественное продолжение изначальных тенденций модернити. Глобализация по Гидденсу имеет пять составляющих:

  • Теории становления модерна в современной социологической теории

                Теории модерна в современной социологической теории появляются после теорий постмодерна как ответная реакция, на эти теории. Все теории модерна говорят о том, что, несмотря на появление «новой понятийности» и знаний, общество по-прежнему функционирует, опираясь на принципы эпохи просвещения. Модерн никуда не исчез и не заменен постмодерном! Общества по-прежнему классовые, капиталистические, индустриальные, промышленные, демократические,массовые, оформленные в национальные государства. Современные общества представляют собой «новый модерн», «исчерпанный модерн», «радикализированный модерн», «поздний модерн», но все же МОДЕРН.

  • Постмодернистская социология конца XX века.

     Концептуализация современности в постмодернистской социологии, осуществляющаяся через анализ изменения природы и функций научного знания, оформляет исследование природы «социального» и его трансформации и создание теории социального, где «социальное» - это масса, сопротивляющаяся любому упорядочиванию, любому социально трансформирующему разуму. Теория бесконечных «сетей взаимодействий», в которые «пойман» индивид, сопротивляющийся любой упорядоченности, - вот образ социального и общества постмодернистской  мысли.

  • Системная теория Н.Лумана. Основные понятия.

              Никлас Луман рассматривает общество как систему  или "Общество общества". теория Теория Лумана описывает процесс возникновения «Мирового общества» в качестве осевого для социального развития западной цивилизации как таковой.

                Луман использует такие универсальные - как для естественных, так и для социальных наук - ключевые понятия как аутопойесис, бифуркация, биологическая эволюция, хаос, система и функция, информация и коммуникация и описывает динамику эволюционирования всех важнейших сфер общества: Право и Политику, Науку и Образование, Религию и Искусство, Экономику и Любовь.

  • Теория конструктивистского структурализма П. Бурдье.

    П. Бурдье предложил использовать одновременно два принципиальных подхода при изучении социальных реалий.

    Первый - структурализм, который им реализуется в виде принципа двойного структурирование социальной реальности: а) в социальной системе существуют объективные структуры, независящие от сознания и воли людей, которые способны стимулировать те или иные действия и стремления людей; б) сами структуры создаются социальными практиками агентов.