"Кредиторы отличаются лучшей памятью, чем должники."
Бенджамин Франклин

Социология

Синергетика

Синергетика - новое направление междисциплинарных исследований, предметом которых являются процессы самоорганизации в открытых системах химической, биологической, физической, экологической и другой природы.


Научное сообщество

Одной из важнейших характеристик современного трансформирующегося общества является интенсивность его развития. Инновационные процессы, затрагивая все сферы жизни, формируют своеобразный познавательный «переворот», когда каждый человек имеет возможность свободно ориентироваться в потоках информации, развивать критическое мышление для превращения информации в знания[1]. Данная трансформация общества осуществляется за счет производства новых форм научного знания. В таком контексте особое значение приобретает «научное сообщество» как единица анализа науки.


Стратификация современного российского общества по критерию уровню жизни.

В современной России классические стратификационные схемы плохо описывают реальность. Гораздо большими эвристическими возможностями обладают два альтернативных подхода – ресурсный подход и выделение вертикальной системы социальных статусов на основе критерия уровня жизни.


Теория индукции У. Уэвелла

Уэвелл понимает индукцию, как общий метод прогресса науки. Дискуссию об индукции Уэвелл развивает в своей антитезисной эпистемологии. Первый яркий этап этой дискуссии можно найти в его «Философии индуктивных наук», основанной на «Истории индуктивных наук».


Бедность, эксклюзия, андеркласс

Популярной разновидностью градационных подходов выступает и шкала «бедность ― богатство», на которой, также в некоем едином социальном континиуме, располагаются, плавно переходя друг в друга, классы, различающиеся их уровнем благосостояния. Особо надо подчеркнуть при этом, что шкалы «высшие ― низшие классы» и шкала «богатые ― бедные», хотя, на первый взгляд, и очень близки между собой, но различаются не только особой методологией выделения по ним классов, но и спецификой состава последних.


Эволюционирующая рациональность С. Тулмина

Фундаментальным понятием методологии, по Тулмину, является понятие эволюционирующей рациональности. Она тождественна стандартам обоснования и понимания. Ученый считает «понятными» те события и т.п., которые оправдывают его предварительное ожидание. Сами же ожидания направляются историческим образом рациональности, «идеалами естественного порядка». То, что не укладывается в «матрицу понимания», считается «аномальным». Устранение «аномалий» - важнейший стимул научной эволюции. Объяснение оценивается не с точки зрения истинности, а по следующим критериям: предсказательная надежность, связность, когерентность, удобство. Эти критерии исторически изменчивы и обусловлены деятельностью научной элиты. Они формируются под влиянием внутринаучных и вненаучных (социальных, экономических, идеологических) факторов, которые взаимодополняют друг друга. Но все же решающую роль Тулмин отводит внутринаучным (рациональным) факторам.


Социология как наука

Социология: относится к числу общественных наук; имеет собственную дисциплинарную область; исследует базисные характеристики человеческого общества; занимается изучением социального взаимодействия.


Научная парадигма. Т. Кун.

Центральным понятием концепции Куна является понятие научной парадигмы. Парадигма - это система норм, теории, методов, фундаментальных фактов и образцов деятельности, которые признаются и разделяются всеми членами данного научного сообщества как логического субъекта научной деятельности. Понятие парадигма коррелятивно понятию научного сообщества. Ученый, согласно Куну, может быть понят как ученый только по его принадлежности к научному сообществу, члены которого придерживаются определенной парадигмы.


Виды научного познания

Теоретическое познание:

·        Концентрируется на создании системы логически взаимосвязанных понятий

·        Направлено на создание и аккумуляцию теоретического знания

Эмпирическое познание:

·        Концентрируется на проверке и уточнении исходных понятий

·        Определяет методологическую эффективность теоретического знания

·        Оперирует конкретными данными, полученными опытным путем


Концепция развития науки Т. Куна

Кун описывает науку как последовательность периодов кумулятивного развития, прерываемую некумулятивными скачками - научными революциями. В общем виде куновскую концепцию развития науки можно сформулироватъ следующим образом:


Макросоциологический и микросоциологический подходы

Макросоциология изучает социальные структуры общества и крупномасштабные социальные явления.

Микросоциология изучает социальные отношения и действия людей, из которых складываются различные формы социальных организаций.


Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса

Лакатос ытается учесть непрерывные моменты в развитии научных знаний. Это нашло отражение в разработанной им модели концепции научно-исследовательских программ (НИП). Она является в значительной мере продолжением и модернизацией попперовской доктрины.


Основные понятия социологического исследования

Генеральная совокупность – множество соц. объектов, которые являются предметов изучения.

Выборка – представительная часть генеральной совокупности (случайная, районированная, гнездовая, квотная, серийная).


Структура научно-исследовательских программ И. Лакатоса

Структура НИП включает в себя «жесткое ядро», «защитный (или предохранительный) пояс» и систему методологических правил («эвристик»).


Концепция «кризиса социологии» в социологической теории конца 60-х начало 70-х гг XX века.

Периодов в развитии социология можно выделять, по крайней мере, три: I период - конец 18 - начало 20в. II период - 20-70-е года 20в.; III период - 70-80-е годы 20в.


Личностное знание М. Полани

Личностное знание согласно М. Полани - это интеллектуальная самоотдача, страстный вклад познающего. Это несвидетельство несовершенства, но насущно необходимый элемент знания. Автор подчеркивает, что всякая попытка исключить человеческую перспективу из нашей картины мира неминуемо ведет к бессмыслице. Ученый уверен, что установление истины становится зависимым от ряда наших собственных, имплицитных оснований и критериев, которые не поддаются формальному определению. Неизбежны и соответствующие ограничения статуса оформленной в словах истины.


НОВЫЕ СТАТЬИ ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ
  • Теория позднего модерна Ю.Хабермаса: процессы «колонизации жизненного мира».

    Хабермас рассматривает современность как «незаконченный проект». Центральной проблемой продолжает оставаться рациональность. Утопическая цель заключается в том, чтобы максимально рационализировать так называемые им «систему», так и «жизненный мир».  Т.е. есть «Система» – это государство и экономика (они действуют стратегически и рационально) И есть «Жизненный мир» – это частная жизнь людей и гражданское общество (они коммуникативны и подвержены морали).

  • Теория радикализированного модерна Гидденса

    Гидденс характеризует современную эпоху как радикализированный модерн, главной чертой которого является рефлексивность

    Гидденс рассматривает современность как «сокрушительную силу», которая, в некоторой степени, не управляема.

  • Глобализация и упадок социальных институтов модерна Э.Гидденса

    Глобализация стала важнейшей проблемой для современной социологии.  У Гидденса есть краткое определение глобализации: «Я определяю её как действие на расстоянии».  Или более развёрнутая дефиниция: «Глобализация есть интенсификация социальных отношений всемирного масштаба, которые связывают удалённые локальности таким образом, что события, происходящие в одном месте, формируются тем, что происходит за много миль от них, и наоборот». Глобализация Э. Гидденсом трактуется как естественное продолжение изначальных тенденций модернити. Глобализация по Гидденсу имеет пять составляющих:

  • Теории становления модерна в современной социологической теории

                Теории модерна в современной социологической теории появляются после теорий постмодерна как ответная реакция, на эти теории. Все теории модерна говорят о том, что, несмотря на появление «новой понятийности» и знаний, общество по-прежнему функционирует, опираясь на принципы эпохи просвещения. Модерн никуда не исчез и не заменен постмодерном! Общества по-прежнему классовые, капиталистические, индустриальные, промышленные, демократические,массовые, оформленные в национальные государства. Современные общества представляют собой «новый модерн», «исчерпанный модерн», «радикализированный модерн», «поздний модерн», но все же МОДЕРН.

  • Постмодернистская социология конца XX века.

     Концептуализация современности в постмодернистской социологии, осуществляющаяся через анализ изменения природы и функций научного знания, оформляет исследование природы «социального» и его трансформации и создание теории социального, где «социальное» - это масса, сопротивляющаяся любому упорядочиванию, любому социально трансформирующему разуму. Теория бесконечных «сетей взаимодействий», в которые «пойман» индивид, сопротивляющийся любой упорядоченности, - вот образ социального и общества постмодернистской  мысли.

  • Системная теория Н.Лумана. Основные понятия.

              Никлас Луман рассматривает общество как систему  или "Общество общества". теория Теория Лумана описывает процесс возникновения «Мирового общества» в качестве осевого для социального развития западной цивилизации как таковой.

                Луман использует такие универсальные - как для естественных, так и для социальных наук - ключевые понятия как аутопойесис, бифуркация, биологическая эволюция, хаос, система и функция, информация и коммуникация и описывает динамику эволюционирования всех важнейших сфер общества: Право и Политику, Науку и Образование, Религию и Искусство, Экономику и Любовь.

  • Теория конструктивистского структурализма П. Бурдье.

    П. Бурдье предложил использовать одновременно два принципиальных подхода при изучении социальных реалий.

    Первый - структурализм, который им реализуется в виде принципа двойного структурирование социальной реальности: а) в социальной системе существуют объективные структуры, независящие от сознания и воли людей, которые способны стимулировать те или иные действия и стремления людей; б) сами структуры создаются социальными практиками агентов.