"Деньги - общее достояние. Каждому позволено брать столько, сколько он хочет, - при условии, что он это может."
Вильгельм Швебель

Социология

Теория классов К. Маркса

По Марксу, классы возникают и противоборствуют на основе различного положения и различных ролей, выполняемых индивидами в производственной структуре общества, то есть основой образования классов является общественное разделение труда. В свою очередь борьба между антагоническими общественными классами выступает источником социального развития.


Концепция классов и сословий М. Вебера.

Веберовский подход к теме стратификации основывается на анализе идей Маркса, которые он развил и модифицировал. Между этими двумя теориями существует два важнейших различия.


Искусство, религия и философия как формы общественного сознания.

Общественное сознание – это функция общества, связанная с отражением многообразных сторон действительности социальными субъектами деятельности. Отношение человека к миру в целом получает отражение в законах науки, религиозных догматах, философских концепциях; нравственные, политические, правовые отношения – в моральных и правовых нормах, политических идеях; отношение к прекрасному – в художественных образах.


Социальная структура как сторона явления общества.

Социальная структура общества - это совокупность взаимосвя­занных и взаимодействующих социальных общностей и групп, социаль­ных институтов, социальных статусов и отношений между ними. Все элементы социальной структуры взаимодействуют как единый со­циальный организм.


Понятие личности. Индивид и личность. Типологии личностей. Роль личности в истории.

Рассмотрение человека как индивида, как существа, в котором непосредственно едины биологическое и социальное, есть рассмотрение предпосылки человека как личности. Человек предстает главным образом как индивид. Переход к анализу труда, производительного отношения к природе — это переход к анализу человека как естественного существа, к анализу сущности человека. Человек, поскольку он — общественное, а не просто биологическое существо, есть личность. Следовательно, все люди, поскольку они трудятся, производительно относятся к природе и участвуют в производственных отношениях, уже тем самым представляют собой личности.


Этнонациональная сфера как компонент социальной структуры

Исторически первыми социальными общностями людей были естественные кровно родственные объединения - род. В отличие от расы, которая являлась продуктом биологического развития и объединяла людей с общими биологическими чертами (цвет кожи, волос, черты лица, характер телосложения), социальные общности являлись результатом социального взаимодействия. В процессе повседневного общения складывались общие представления, верования, обычаи, ритуалы, которые сплачивали, объединяли людей.


Система личности Э. Шпрангера

Впервые попытка создать классификационную систему личности была предпринята Э. Шпрангером в 1914 г. Исследователь разработал шесть «идеальных типов» личности на основе их мотивационной направленности.


Этнические и политические нации. Концепции наций. Идеологии национальных отношений.

Нередко между понятием «нация» и понятиями «народ», «этнос» ставят знак равенства. В самом деле, французы есть народ, этнос, и они же являются нацией. Отсюда естественно напрашивается вывод: этническая общность (народ) и нация суть одно и то же?

Установление прочных экономических связей между областями способствовало слиянию родственных этнических общностей в одну, а также стиранию граней между субэтносами и этнографическими группами, на которые они ранее распадались. В идеале все население такого единого геосоциального организма должно было бы образовать одну этническую общность. Оно же в идеале должно было составлять и одну нацию. В идеальном случае население страны должно одновременно составлять и одну нацию и один этнос. В подобном случае этническое самосознание должно слиться с национальным, культура этнической общности полностью заместиться национальной культурой, а язык этноса стать национальным языком.


Субъективистские и объективистские концепции роли личности в истории.

Субъективно-идеалистические теории оправдывают и увековечивают это приниженное положение трудящихся, доказывая, что массы якобы не способны творить историю, что к этому призваны лишь «избранные» (Лавров, Михайловский, Макс Вебер, Ницше.)


Политика как форма общественного сознания. Государство: сущность и исторические типы. Формы правления и формы государственного устройства.

Политика как одно из проявлений общественного сознания есть действия сознающих (и самосознающих) индивидов как противостоящих, борющихся с другими индивидами, имеющими существенно различные, противоположные и противоречащие материальные интересы, причем политическое сознание (и самосознание) с необходимостью есть сознание той или иной связи с обществом как целым.

Политика есть необходимо борьба за какой-то материальный интерес (за какие-то материальные интересы) против существенно отличного, противоположного, противоречащего материального интереса. В политике, по сравнению с моралью, роль мысли существенно более важна, чем роль чувств, эмоций, переживаний. Но это не значит, что в политике политически окрашенные чувства, эмоции, переживания не играют важной роли.


Массы в истории: концепции К. Маркса и Х. Ортеги-и-Гассета.

Ортега-и-Гассет в 1930 году написал одно из самых известных произведений: Восстание масс / La rebelion de las Masas. Считается, что в этой и других книгах он впервые описал сложившееся в Европе в  начале XX века «массовое общество». Хосе Ортега-и-Гассет считал, что общество составляют не классы (как полагал, например, Карл Маркс и его последователи), а малочисленная духовная аристократия и многочисленные массы.


Марксистская и веберовская концепции государства: сравнительный анализ

Что касается структуры государства, то она далеко неоднородна и здесь мы согласимся с М. Вебером, который считал, что стратификация в государстве это естественное ему явление, в отличие от К. Маркса, который делил государство на два больших противоположных класса.

Для поддержания порядка в государстве и обществе Ф. Гегель предлагает создание законов и всеобщее повиновение им, в этом вопросе он частично сходится с М. Вебером. В тоже время трудно согласиться с К. Марксом, который предлагал для поддержания общественного порядка узаконить насилие, а государство провозгласить, как орган, законно осуществляющий насилие. Это было бы большой ошибкой, узаконить насилие со стороны государства. В деятельности государства не последнюю роль играют ресурсы. К. Маркс писал, что главными ресурсами в основе любого государства являются экономические.


Всемирно-исторический процесс: общая характеристика. Стадии развития всемирной истории.

Всемирная история - процесс развития человеческого общества в целом, для которого характерны закономерности, проявляющиеся в истории всех народов. Единый всемирно-исторический процесс начинается с появлением человеческого общества и в зависимости от общих отличительных особенностей условно делится на определённые хронологические периоды. Эти периоды имеют те или иные отличительные особенности, которые определяются в зависимости от избранного основания (критерия) периодизации.


Концепция господства М. Вебера.

В качестве второго, наряду с хозяйством, проявления рациональности как мерцающей сущности общественной системы в поздней социально-философской концепции Вебера выступает господство.

Господство, с точки зрения Вебера, не детерминируется экономикой и не детерминирует ее, хотя взаимодействие между ними происходит. Вебер прямо постулирует самообусловленность, самодетерминированность и самостоятельность сферы господства по отношению к сфере экономики и несводимость первой ко второй. Следовательно, по Веберу, главной целью господства является само господство, его простое и расширенно воспроизводство, равно как и целью хозяйства – удовлетворение потребностей или получение прибыли.


Общественный прогресс. Концепции общественного прогресса.

Общественный прогресс - это объективная тенденция восходящего развития человечества, выражающаяся в совершенствовании форм человеческой жизни, потребностей, способностей их удовлетворения, в развитии науки, техники, технологии, средств массовой информации, медицины и т.д.


Мораль как форма общественного сознания. Право как форма общественного сознания.

С точки зрения морали все действия оцениваются в категориях добра и зла, долга и совести. Добро и зло – это представления о том, как должно действовать с точки зрения развития человечества в его интересах. Так как общество состоит из отдельных групп, то не может быть единых универсальных представлений о добре и зле. Всё определяется интересами (классовыми, сословными и т.д.), этическими категориями в сплетении с экономическими категориями. Пример: канибализм.


НОВЫЕ СТАТЬИ ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ
  • Теория позднего модерна Ю.Хабермаса: процессы «колонизации жизненного мира».

    Хабермас рассматривает современность как «незаконченный проект». Центральной проблемой продолжает оставаться рациональность. Утопическая цель заключается в том, чтобы максимально рационализировать так называемые им «систему», так и «жизненный мир».  Т.е. есть «Система» – это государство и экономика (они действуют стратегически и рационально) И есть «Жизненный мир» – это частная жизнь людей и гражданское общество (они коммуникативны и подвержены морали).

  • Теория радикализированного модерна Гидденса

    Гидденс характеризует современную эпоху как радикализированный модерн, главной чертой которого является рефлексивность

    Гидденс рассматривает современность как «сокрушительную силу», которая, в некоторой степени, не управляема.

  • Глобализация и упадок социальных институтов модерна Э.Гидденса

    Глобализация стала важнейшей проблемой для современной социологии.  У Гидденса есть краткое определение глобализации: «Я определяю её как действие на расстоянии».  Или более развёрнутая дефиниция: «Глобализация есть интенсификация социальных отношений всемирного масштаба, которые связывают удалённые локальности таким образом, что события, происходящие в одном месте, формируются тем, что происходит за много миль от них, и наоборот». Глобализация Э. Гидденсом трактуется как естественное продолжение изначальных тенденций модернити. Глобализация по Гидденсу имеет пять составляющих:

  • Теории становления модерна в современной социологической теории

                Теории модерна в современной социологической теории появляются после теорий постмодерна как ответная реакция, на эти теории. Все теории модерна говорят о том, что, несмотря на появление «новой понятийности» и знаний, общество по-прежнему функционирует, опираясь на принципы эпохи просвещения. Модерн никуда не исчез и не заменен постмодерном! Общества по-прежнему классовые, капиталистические, индустриальные, промышленные, демократические,массовые, оформленные в национальные государства. Современные общества представляют собой «новый модерн», «исчерпанный модерн», «радикализированный модерн», «поздний модерн», но все же МОДЕРН.

  • Постмодернистская социология конца XX века.

     Концептуализация современности в постмодернистской социологии, осуществляющаяся через анализ изменения природы и функций научного знания, оформляет исследование природы «социального» и его трансформации и создание теории социального, где «социальное» - это масса, сопротивляющаяся любому упорядочиванию, любому социально трансформирующему разуму. Теория бесконечных «сетей взаимодействий», в которые «пойман» индивид, сопротивляющийся любой упорядоченности, - вот образ социального и общества постмодернистской  мысли.

  • Системная теория Н.Лумана. Основные понятия.

              Никлас Луман рассматривает общество как систему  или "Общество общества". теория Теория Лумана описывает процесс возникновения «Мирового общества» в качестве осевого для социального развития западной цивилизации как таковой.

                Луман использует такие универсальные - как для естественных, так и для социальных наук - ключевые понятия как аутопойесис, бифуркация, биологическая эволюция, хаос, система и функция, информация и коммуникация и описывает динамику эволюционирования всех важнейших сфер общества: Право и Политику, Науку и Образование, Религию и Искусство, Экономику и Любовь.

  • Теория конструктивистского структурализма П. Бурдье.

    П. Бурдье предложил использовать одновременно два принципиальных подхода при изучении социальных реалий.

    Первый - структурализм, который им реализуется в виде принципа двойного структурирование социальной реальности: а) в социальной системе существуют объективные структуры, независящие от сознания и воли людей, которые способны стимулировать те или иные действия и стремления людей; б) сами структуры создаются социальными практиками агентов.