"Если не в деньгах счастье, то отдайте их соседу."
Жюль Ренар

Социология

Третья промышленная революция и ее роль в трансформационных процессах современного общества

Третья промышленная революция связана с началом нового общества, основанного на знании, информации и услугах.

1)              Существенные трансформация, которые испытывает система экономики. Э.Тоффлер, например, пишет: "В прошлом земля, труд и капитал были ключевыми элементами производства. Завтра - а во многих отраслях промышленности это завтра уже наступило - информация станет главной составляющей".


Основные теоретические дискурсы, описывающие общества конца 20 – начала 21 века

1.              Культура эндизма или культура конца (конца институтов и практик)

2.              Постиндустриализм (общество рассматривается преимущественно с точки зрения экономики, технологии, производства и социальной структуры)

3.              Теории модерна (нет структуры и очень ценится знание)

4.              Теории глобализма (глобализация во всём)

5.              Культура эндизма или культура конца (конца институтов и практик)

6.              Постиндустриализм (общество рассматривается преимущественно с точки зрения экономики, технологии, производства и социальной структуры)

7.              Теории модерна (нет структуры и очень ценится знание)

8.              Теории глобализма (глобализация во всём)


Концепции биологического детерминизма

Под направлением биологического детерминизма имеются в виду учения и школы, возникшие во второй половине XIX века в немарксистской социальной философии на единой принципиальной основе - распространении законов и категорий биологии на понимание общественной жизни.


Цветная революция как способ смены политических режимов

Революция (Дж. Голдстоун) – это попытка преобразовать политические институты и дать новое обоснование политической власти в обществе, сопровождаемое формальной или неформальной мобилизацией масс и такими неинституциализированными действиями, которые подрывают существующую власть.


Труд и производство. Способ производства.

Труд и производство - процесс обмена веществ между человеком и природой. Процесс труда предполагает прежде всего телесную потребность в предмете потребления. Труд вообще включает следующие компоненты:


Социальные технологии

Социальная технология – динамично развивающаяся область знаний, социальной практики.

Социальная технология как инструмент социального управления способствует целенаправленному воздействию системы организации.

Социальная технология как дисциплина – связующее звено между социальной теорией и социальной практикой.


Производительные силы: строение и историческое развитие

Производительные силы и производственные отношения - центральные понятия марксистской социологии и философии истории, в которых фиксируются две стороны способа производства материальной жизни: 1) содержание способа производства, или производительные силы (личные, вещные и функциональные); 2) общественная форма способа производства, или производственные отношения.


Группы интересов и группы давления

Идея рассмотрения политического процесса в контексте взаимоотношения заинтересованных групп, оказывающих давление на правительство с целью принудить его к решению значимых для них вопросов, принадлежит американскому исследователю А. Бентли (1870-1957). Он является родоначальником теории заинтересованных групп, которую сформулировал в работе “Процесс управления” (1908).


Производственные отношения: строение и историческое развитие

Производственные отношения  - совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления. ПО являются необходимой стороной общественного производства.


Социальная философия как составная часть философии. Социальная философия и другие науки

Основным вопросом философии является вопрос об отношении человека и природы (мира). Философия как мировоззренческая форма общественного сознания состоит из 4 частей: истории философии, философии природы (натурфилософии), философии общества (социальной философии), философии человека (философской антропологии). Социальная философия конкретизирует основные вопросы, поставленные в философии природы, где они рассматриваются в самой общей форме как вопросы об отношении сознания и природы.


Классы и классовая борьба

Противоречия капиталистического способа производства, капиталистическая эксплуатация, антагонизм интересов буржуазии и пролетариата порождают классовую борьбу между ними. Классовая борьба – это борьба классов, то есть больших общественных групп, различающихся своим отношением к средствам производства и противоположными материальными интересами и вытекающими из них политическими и идеологическими интересами.


Природа и общество: природа как сфера бытия общества. Простейшее отношение общества.

Природа – одна из наиболее общих категорий науки и философии, берущая начало еще в античном мировоззрении.

Понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования – «второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной человеком.

Общество как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано. Выделение человека из мира природы знаменовало рождение качественно нового материального единства, так как человеку присущи не только природные свойства, но и социальные.


Домарксистские теории классов

Французский экономист Франсуа Кенэ (1694-1774) в трудах «Экономическая таблица» (1760) и «Анализ «Экономической таблицы» (1766) развивал физиократическое учение, согласно которому только земледельческий труд создает прибавочный продукт (земельную ренту). Он выделил 3 общественных класса:

1)           Производительный класс или класс земледельцев (крестьяне, фермеры, наемные сельскохозяйственные рабочие)

2)           Класс собственников (король, землевладельцы, духовенство)

3)           «Бесплодный» (стерильный) класс (лица, занятые другими видами труда – наукой, искусством, ремеслом, торговлей)


Природные потребности и природные различия людей.

Бытие - совокупность индивидов, имеющих биологические потребности, определяющиеся в качестве и количестве.

Человек – природное существо, которое обладает телом, он – неразрывная часть природной среды. Человек – существо, удовлетворяющее биологические потребности, которые вследствие вызывают новые потребности. Потребности – природные, но и социальные.


Концепция раба и господина Гегеля. Гегелевская концепция сословий.

В известном разделе «Феноменологии духа» о господине и рабе Гегель попытался показать, что отличительной особенностью отношений двух антагонистов является не столько вражда, сколько взаимная социальная зависимость. Оба субъекта, господин и раб, поставлены в объективные условия, где определяющую роль играют внеморальные факторы экономического и политико-юридического характера. Сознание того и другого подчинено нормативным требованиям, производным от их противоположных социальных статусов.


Концепции географического детерминизма

Географический детерминизм - концепция утверждающая, что процесс общественного развития это не результат проявления объективных закономерностей, а следствие влияния природных сил. По мнению представителей этой теории, устройство поверхности, климат, почва, растительность, животный мир и другие естественные факторы непосредственно определяют характер общественного строя, уровень хозяйственного развития тех или иных стран, и даже физические и психологические черты людей, их способности, наклонности, темперамент. Социально-экономические явления представители географического детерминизма ставят в решающую зависимость от географических факторов.


НОВЫЕ СТАТЬИ ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ
  • Теория позднего модерна Ю.Хабермаса: процессы «колонизации жизненного мира».

    Хабермас рассматривает современность как «незаконченный проект». Центральной проблемой продолжает оставаться рациональность. Утопическая цель заключается в том, чтобы максимально рационализировать так называемые им «систему», так и «жизненный мир».  Т.е. есть «Система» – это государство и экономика (они действуют стратегически и рационально) И есть «Жизненный мир» – это частная жизнь людей и гражданское общество (они коммуникативны и подвержены морали).

  • Теория радикализированного модерна Гидденса

    Гидденс характеризует современную эпоху как радикализированный модерн, главной чертой которого является рефлексивность

    Гидденс рассматривает современность как «сокрушительную силу», которая, в некоторой степени, не управляема.

  • Глобализация и упадок социальных институтов модерна Э.Гидденса

    Глобализация стала важнейшей проблемой для современной социологии.  У Гидденса есть краткое определение глобализации: «Я определяю её как действие на расстоянии».  Или более развёрнутая дефиниция: «Глобализация есть интенсификация социальных отношений всемирного масштаба, которые связывают удалённые локальности таким образом, что события, происходящие в одном месте, формируются тем, что происходит за много миль от них, и наоборот». Глобализация Э. Гидденсом трактуется как естественное продолжение изначальных тенденций модернити. Глобализация по Гидденсу имеет пять составляющих:

  • Теории становления модерна в современной социологической теории

                Теории модерна в современной социологической теории появляются после теорий постмодерна как ответная реакция, на эти теории. Все теории модерна говорят о том, что, несмотря на появление «новой понятийности» и знаний, общество по-прежнему функционирует, опираясь на принципы эпохи просвещения. Модерн никуда не исчез и не заменен постмодерном! Общества по-прежнему классовые, капиталистические, индустриальные, промышленные, демократические,массовые, оформленные в национальные государства. Современные общества представляют собой «новый модерн», «исчерпанный модерн», «радикализированный модерн», «поздний модерн», но все же МОДЕРН.

  • Постмодернистская социология конца XX века.

     Концептуализация современности в постмодернистской социологии, осуществляющаяся через анализ изменения природы и функций научного знания, оформляет исследование природы «социального» и его трансформации и создание теории социального, где «социальное» - это масса, сопротивляющаяся любому упорядочиванию, любому социально трансформирующему разуму. Теория бесконечных «сетей взаимодействий», в которые «пойман» индивид, сопротивляющийся любой упорядоченности, - вот образ социального и общества постмодернистской  мысли.

  • Системная теория Н.Лумана. Основные понятия.

              Никлас Луман рассматривает общество как систему  или "Общество общества". теория Теория Лумана описывает процесс возникновения «Мирового общества» в качестве осевого для социального развития западной цивилизации как таковой.

                Луман использует такие универсальные - как для естественных, так и для социальных наук - ключевые понятия как аутопойесис, бифуркация, биологическая эволюция, хаос, система и функция, информация и коммуникация и описывает динамику эволюционирования всех важнейших сфер общества: Право и Политику, Науку и Образование, Религию и Искусство, Экономику и Любовь.

  • Теория конструктивистского структурализма П. Бурдье.

    П. Бурдье предложил использовать одновременно два принципиальных подхода при изучении социальных реалий.

    Первый - структурализм, который им реализуется в виде принципа двойного структурирование социальной реальности: а) в социальной системе существуют объективные структуры, независящие от сознания и воли людей, которые способны стимулировать те или иные действия и стремления людей; б) сами структуры создаются социальными практиками агентов.

1