"Кредиторы отличаются лучшей памятью, чем должники."
Бенджамин Франклин

Теория радикализированного модерна Гидденса

Гидденс характеризует современную эпоху как радикализированный модерн, главной чертой которого является рефлексивность

Гидденс рассматривает современность как «сокрушительную силу», которая, в некоторой степени, не управляема.

Гидденс называет новое общественное состояние "радикализированным модерном", "поздней современностью". Он считает, что наше время есть эпоха универсализации и радикализации модерна и постмодерн не преодолевает или заменяет, а продолжает модерн.4 основных признака радикализированного модерна

1. Уменьшение значимости фундаментального научного знания 2. Конец истории

3. Смерть субъекта 4. Глобализация

Гидденс указывает на четыре возможные черты постмодерна.                                              

1. постдефицитная экономика, которая обусловлена такими факторами, как: а) скоординированный глобальный порядок, б) ликвидация угрозы войны, в) создание системы планетарной экологической службы и г) социализированной экономической организации.                                                                                                                             

2. политическое участие множества непрофессионалов в управлении обществом через движение за мир, различного рода экологические, демократические, трудовые движения.

3. демилитаризация мира.                                                                                    

4. гуманизация технологии.

Гидденс выявляет три основные черты, которые определяют характер общества модерна и особенно его новейшей фазы - современного общества конца XX в:

1. возросшая скорость изменения и протекания процессов

2. сфера изменения. Различные районы мира социально и информационно втянуты в тесное взаимодействие друг с другом.

3. символическая и экспертная природа современных институтов.

Гидденс указывает триосновных источника динамизма модерна, особенно позднего, тесно связанные со своеобразием его социальных институтов:

1. В домодерновых обществах время и место были жестко увязаны, поскольку пространственные параметры социальной жизни для большинства людей являлись доминирующими, социальная жизнь всегда осуществлялась как жизнь локального сообщества.

2. Развитие механизма <высвобождения> (создание символических знаковых систем { средства обмена, которые могут функционировать безотносительно к специфическим характеристикам индивидов или групп, использующих их в любых контактах: деньги, средства политическое легитимизации}, утверждение экспертных систем { системы технического исполнения или профессиональной экспертизы, организующие наше материальное и социальное окружение }).

Речь идет о процессе <высвобождения> социальной деятельности из ее привязанности к локализированным контекстам, об организации социальных отношений по всему объему пространства и времени.

3. Рефлексивное усвоение знания — использование элементов экспертного социального знания социальными агентами. Производство систематического знания социальной жизни становится интегральной частью системы воспроизводства всех аспектов социальной реальности. Гидденс выделяет 4 институциональных измерения модерна:

1. капитализм

2. индустриализм

3. развитый административный аппарат надзора

4. контроль над средствами насилия

Глобализация имеет пять составляющих: мировая капиталистическая экономика, система национальных государств, мировой военный порядок, международное разделение труда, культурная глобализация.

Вам будет интересно:

реклама

Добавить комментарий

НОВЫЕ СТАТЬИ ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ
  • Теория позднего модерна Ю.Хабермаса: процессы «колонизации жизненного мира».

    Хабермас рассматривает современность как «незаконченный проект». Центральной проблемой продолжает оставаться рациональность. Утопическая цель заключается в том, чтобы максимально рационализировать так называемые им «систему», так и «жизненный мир».  Т.е. есть «Система» – это государство и экономика (они действуют стратегически и рационально) И есть «Жизненный мир» – это частная жизнь людей и гражданское общество (они коммуникативны и подвержены морали).

  • Теория радикализированного модерна Гидденса

    Гидденс характеризует современную эпоху как радикализированный модерн, главной чертой которого является рефлексивность

    Гидденс рассматривает современность как «сокрушительную силу», которая, в некоторой степени, не управляема.

  • Глобализация и упадок социальных институтов модерна Э.Гидденса

    Глобализация стала важнейшей проблемой для современной социологии.  У Гидденса есть краткое определение глобализации: «Я определяю её как действие на расстоянии».  Или более развёрнутая дефиниция: «Глобализация есть интенсификация социальных отношений всемирного масштаба, которые связывают удалённые локальности таким образом, что события, происходящие в одном месте, формируются тем, что происходит за много миль от них, и наоборот». Глобализация Э. Гидденсом трактуется как естественное продолжение изначальных тенденций модернити. Глобализация по Гидденсу имеет пять составляющих:

  • Теории становления модерна в современной социологической теории

                Теории модерна в современной социологической теории появляются после теорий постмодерна как ответная реакция, на эти теории. Все теории модерна говорят о том, что, несмотря на появление «новой понятийности» и знаний, общество по-прежнему функционирует, опираясь на принципы эпохи просвещения. Модерн никуда не исчез и не заменен постмодерном! Общества по-прежнему классовые, капиталистические, индустриальные, промышленные, демократические,массовые, оформленные в национальные государства. Современные общества представляют собой «новый модерн», «исчерпанный модерн», «радикализированный модерн», «поздний модерн», но все же МОДЕРН.

  • Постмодернистская социология конца XX века.

     Концептуализация современности в постмодернистской социологии, осуществляющаяся через анализ изменения природы и функций научного знания, оформляет исследование природы «социального» и его трансформации и создание теории социального, где «социальное» - это масса, сопротивляющаяся любому упорядочиванию, любому социально трансформирующему разуму. Теория бесконечных «сетей взаимодействий», в которые «пойман» индивид, сопротивляющийся любой упорядоченности, - вот образ социального и общества постмодернистской  мысли.

  • Системная теория Н.Лумана. Основные понятия.

              Никлас Луман рассматривает общество как систему  или "Общество общества". теория Теория Лумана описывает процесс возникновения «Мирового общества» в качестве осевого для социального развития западной цивилизации как таковой.

                Луман использует такие универсальные - как для естественных, так и для социальных наук - ключевые понятия как аутопойесис, бифуркация, биологическая эволюция, хаос, система и функция, информация и коммуникация и описывает динамику эволюционирования всех важнейших сфер общества: Право и Политику, Науку и Образование, Религию и Искусство, Экономику и Любовь.

  • Теория конструктивистского структурализма П. Бурдье.

    П. Бурдье предложил использовать одновременно два принципиальных подхода при изучении социальных реалий.

    Первый - структурализм, который им реализуется в виде принципа двойного структурирование социальной реальности: а) в социальной системе существуют объективные структуры, независящие от сознания и воли людей, которые способны стимулировать те или иные действия и стремления людей; б) сами структуры создаются социальными практиками агентов.

1