"Деньги - общее достояние. Каждому позволено брать столько, сколько он хочет, - при условии, что он это может."
Вильгельм Швебель

Теории становления модерна в современной социологической теории

            Теории модерна в современной социологической теории появляются после теорий постмодерна как ответная реакция, на эти теории. Все теории модерна говорят о том, что, несмотря на появление «новой понятийности» и знаний, общество по-прежнему функционирует, опираясь на принципы эпохи просвещения. Модерн никуда не исчез и не заменен постмодерном! Общества по-прежнему классовые, капиталистические, индустриальные, промышленные, демократические,массовые, оформленные в национальные государства. Современные общества представляют собой «новый модерн», «исчерпанный модерн», «радикализированный модерн», «поздний модерн», но все же МОДЕРН.

Основные понятия теории:капитализм, демократия, классовая система.  Культура обществ модерна – это культура рационализма, универсализма, просвещения, подчеркивающая историческую и социальную роль знания и науки. теорию прогресса, концепцию человека, основу которой составляла «универсалистская идентичность», ставшая основой агентности в обществах модерна. Модерн тесно связан с «контейнерной теорией» общества, в рамках которой общество отождествлялось с национальным государством, на которой основывалась социологическая теория модерна. Идея рационализации – одна из главных идей эпохи модерна.

Теоретики:

-Хабермасс: Есть «Система» – это государство и экономика (они действуют стратегически и рационально) И есть «Жизненный мир» – это частная жизнь людей и гражданское общество (они коммуникативны и подвержены морали). Система вычленяется из жизненного мира. Жизненный мир трансформируется. Происходит рационализация жизненного мира и «колонизация ЖИЗНЕННОГО МИРА СИСТЕМОЙ»  Т.е. Сфера гражданского общества и приватного начинает рационализироваться! Жизненный мир начинает рационализироваться, как это делает система! (люди становятся более рациональными, прагматичными и циничными во всем).

-Гидденс: Современный этап развития представляет собой общество модерна: классовое, капиталистическое, национальное, промышленное, находящегося в кризисном состоянии.

Вводит понятие «сокрушительная сила»: капитализм, индустриализация, военное могущество, контроль за поведением людей, демократия, особая роль национального государства.

-Феррароти: Будущее открыто. Три пути, по которому может пойти общество. И каждая из этих альтернатив может быть реализована. Капитализм, коммунизм или что-то среднее.

-Бек: Отказ от «контейнерной теории» национальных обществ и переход к космополитизму. Современное общество – «общество риска». Стремление общества к предотвращению, минимизации, торговле и управлению рисками. Капиталистическое общество – это общество всевозможных рисков. Капитализм построен на рисках.

-Турен: социология действия, социальные движения, историчность, программируемое общество, актор, метод социологической интервенции.

-Бурдье: Теория «Конструктивистский структурализм». Агент. Поля. Габитус – индивидуализированная социальность. Стиль жизни. Схемы восприятия и оценивания практик. Носителем габитуса может быть индивид и группа.  Виды капитала: экономический, политический, символический, социальный, культурный.

Общество воспроизводится и складывается через повторение практик агентов.

Теоретики модерна рассматривают мир, используя современные термины. Они обособляются от общества,  с помощью рационального и систематического анализа и описания, используя пространные повествования. Вроде как: «современность это индустриальное, капиталистическое, классовое, общество, которое становится «сокрушительной силой», переходит от индустриального общества к «обществу риска», где происходит макдональдизация и рационализация жизненного мира и системы» (стандартизация, унификация, рационализация социальных форм и образцов культуры). Так или иначе, под модерном понимаются социальные изменения в обществе, связанные с индустриализацией, капитализмом, развитием технологий и глобализацией!

Добавить комментарий

НОВЫЕ СТАТЬИ ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ
  • Теория позднего модерна Ю.Хабермаса: процессы «колонизации жизненного мира».

    Хабермас рассматривает современность как «незаконченный проект». Центральной проблемой продолжает оставаться рациональность. Утопическая цель заключается в том, чтобы максимально рационализировать так называемые им «систему», так и «жизненный мир».  Т.е. есть «Система» – это государство и экономика (они действуют стратегически и рационально) И есть «Жизненный мир» – это частная жизнь людей и гражданское общество (они коммуникативны и подвержены морали).

  • Теория радикализированного модерна Гидденса

    Гидденс характеризует современную эпоху как радикализированный модерн, главной чертой которого является рефлексивность

    Гидденс рассматривает современность как «сокрушительную силу», которая, в некоторой степени, не управляема.

  • Глобализация и упадок социальных институтов модерна Э.Гидденса

    Глобализация стала важнейшей проблемой для современной социологии.  У Гидденса есть краткое определение глобализации: «Я определяю её как действие на расстоянии».  Или более развёрнутая дефиниция: «Глобализация есть интенсификация социальных отношений всемирного масштаба, которые связывают удалённые локальности таким образом, что события, происходящие в одном месте, формируются тем, что происходит за много миль от них, и наоборот». Глобализация Э. Гидденсом трактуется как естественное продолжение изначальных тенденций модернити. Глобализация по Гидденсу имеет пять составляющих:

  • Теории становления модерна в современной социологической теории

                Теории модерна в современной социологической теории появляются после теорий постмодерна как ответная реакция, на эти теории. Все теории модерна говорят о том, что, несмотря на появление «новой понятийности» и знаний, общество по-прежнему функционирует, опираясь на принципы эпохи просвещения. Модерн никуда не исчез и не заменен постмодерном! Общества по-прежнему классовые, капиталистические, индустриальные, промышленные, демократические,массовые, оформленные в национальные государства. Современные общества представляют собой «новый модерн», «исчерпанный модерн», «радикализированный модерн», «поздний модерн», но все же МОДЕРН.

  • Постмодернистская социология конца XX века.

     Концептуализация современности в постмодернистской социологии, осуществляющаяся через анализ изменения природы и функций научного знания, оформляет исследование природы «социального» и его трансформации и создание теории социального, где «социальное» - это масса, сопротивляющаяся любому упорядочиванию, любому социально трансформирующему разуму. Теория бесконечных «сетей взаимодействий», в которые «пойман» индивид, сопротивляющийся любой упорядоченности, - вот образ социального и общества постмодернистской  мысли.

  • Системная теория Н.Лумана. Основные понятия.

              Никлас Луман рассматривает общество как систему  или "Общество общества". теория Теория Лумана описывает процесс возникновения «Мирового общества» в качестве осевого для социального развития западной цивилизации как таковой.

                Луман использует такие универсальные - как для естественных, так и для социальных наук - ключевые понятия как аутопойесис, бифуркация, биологическая эволюция, хаос, система и функция, информация и коммуникация и описывает динамику эволюционирования всех важнейших сфер общества: Право и Политику, Науку и Образование, Религию и Искусство, Экономику и Любовь.

  • Теория конструктивистского структурализма П. Бурдье.

    П. Бурдье предложил использовать одновременно два принципиальных подхода при изучении социальных реалий.

    Первый - структурализм, который им реализуется в виде принципа двойного структурирование социальной реальности: а) в социальной системе существуют объективные структуры, независящие от сознания и воли людей, которые способны стимулировать те или иные действия и стремления людей; б) сами структуры создаются социальными практиками агентов.