Создано 19.12.2016 15:39
Автор: Мария
Концептуализация современности в постмодернистской социологии, осуществляющаяся через анализ изменения природы и функций научного знания, оформляет исследование природы «социального» и его трансформации и создание теории социального, где «социальное» - это масса, сопротивляющаяся любому упорядочиванию, любому социально трансформирующему разуму. Теория бесконечных «сетей взаимодействий», в которые «пойман» индивид, сопротивляющийся любой упорядоченности, - вот образ социального и общества постмодернистской мысли.
Современное общество – это лишенное структуры социальное образование, это «конец социального». Постмодернистская социология предлагает шокирующий диагноз современности. Она существляет ревизию универсалистских теорий социального порядка и универсальной, и тем более классовой, идентичности, выдвигая взамен тезис «мультикультурализма», «культурной этнификации», «распространения идентичностей», основывающихся на истории, языке, расе. Постмодернизм указывает на тезис, что в современном обществе существуют закрытые статусно-социальные группы, которые являются главной сферой современного социального конфликта.
Постмодернистская социология пересматривает также и «теорию прогресса» как фундаментальную концептуализацию механизма социального изменения, осуществленную классической социологией, и формулирует тезис «конца прогресса», «прекращения событий», «конца истории», «рециклирования форм прошлого».
Все эти позиции и тезисы получили фундаментальную разработку в теориях
Ж.Ф. Лиотара, Ж. Бодрийара, Дж. Фридмана, З. Баумана, Дж. Ваттимо (Полякова)
Постмодерн – социальные формы, характерные для постиндустральных обществ.
Постмодернизмом называют культурные черты постиндустриальных обществ. Основной аспект критики общества с этих позиций заключается в том, что современность (особенно наука) не смогла обеспечить людям преуспевание и благополучие. Если современность возникла как феномен после индустриальной революции, то по утверждению постмодернистов информационная революция порождает постсовременность. Социологи подхватили термин «постмодерн» (который уже несколько десятилетий используется в литературе, искусстве и архитектуре) на волне социальной критики, которая началась с распространения в 1960-е гг. левых политических взглядов. Существует много вариантов постмодернисткого мышления, однако все они предполагают 5 основных аспектов:
1. Современность не обеспечила решение важнейших проблем общества. Современная эпоха обещала избавить людей от нужды. Однако постмодернисты считают, что 20 век не привел к решению социальных проблем (таких как бедность и неравенство).
2. Яркий свет прогресса угасает. Современные люди смотрят в будущее, ожидая, что их жизнь значительно улучшится. Однако члены постмодернистских обществ не так оптимистичны и даже пессимистично считают, что жизнь становится хуже.
3. Наука более не дает ответов на вопросы. В современную эпоху был научный взгляд и убежденность в том, что технологии улучшат жизнь. Однако постмодернисты отмечают, что наука не решила многие старые социальные проблемы и даже создала новые. Постмодернисты упрекают науку в «метанарративности» – единственности истинности. Объективная реальность и истина не существуют вообще. Наука используется политикой.
4. Усиление культурных разногласий. Когда люди в обществе имеют все необходимые им материальные блага, большую значимость приобрели идеи, а также вопросы мультикультурализма, субкультур, сексуальных меньшинств, феминизма, социальной справедливости и окружающей среды.
5. Изменение социальных институтов. В свое время индустриализация повлекла за собой масштабное преобразование социальных институтов. То же самое происходит и по мере развития постиндустриальных обществ. Индустриальная революция поставила в центр жизни материальные вещи, а информационная выдвигает на первое место идеи.
Институт семьи позволяет выбирать множество вариантов семейной жизни (Массионис).