"Истрачивая деньги на ненужное, мало будешь иметь их на необходимое."
Хилон

Постмодернистская социология конца XX века.

 Концептуализация современности в постмодернистской социологии, осуществляющаяся через анализ изменения природы и функций научного знания, оформляет исследование природы «социального» и его трансформации и создание теории социального, где «социальное» - это масса, сопротивляющаяся любому упорядочиванию, любому социально трансформирующему разуму. Теория бесконечных «сетей взаимодействий», в которые «пойман» индивид, сопротивляющийся любой упорядоченности, - вот образ социального и общества постмодернистской  мысли.

Современное общество – это лишенное структуры социальное образование, это «конец социального». Постмодернистская социология предлагает шокирующий диагноз современности. Она существляет ревизию универсалистских теорий социального порядка и универсальной, и тем более классовой, идентичности, выдвигая взамен тезис «мультикультурализма», «культурной этнификации», «распространения идентичностей», основывающихся на истории, языке, расе. Постмодернизм указывает на тезис, что в современном обществе существуют закрытые статусно-социальные группы, которые являются главной сферой современного социального конфликта.

Постмодернистская социология пересматривает также и «теорию прогресса» как фундаментальную концептуализацию механизма социального изменения, осуществленную классической социологией, и формулирует тезис «конца прогресса», «прекращения событий», «конца истории», «рециклирования форм прошлого».

Все эти позиции и тезисы получили фундаментальную разработку в теориях

Ж.Ф. Лиотара, Ж. Бодрийара, Дж. Фридмана, З. Баумана, Дж. Ваттимо  (Полякова)

Постмодерн – социальные формы, характерные для постиндустральных обществ.

Постмодернизмом называют культурные черты постиндустриальных обществ. Основной аспект критики общества с этих позиций заключается в том, что современность (особенно наука) не смогла обеспечить людям преуспевание и благополучие. Если современность возникла как феномен после индустриальной революции, то по утверждению постмодернистов информационная революция порождает постсовременность. Социологи подхватили термин «постмодерн» (который уже несколько десятилетий используется в литературе, искусстве и архитектуре) на волне социальной критики, которая началась с распространения в 1960-е гг. левых политических взглядов. Существует много вариантов постмодернисткого мышления, однако все они предполагают 5 основных аспектов:

1. Современность не обеспечила решение важнейших проблем общества. Современная эпоха обещала избавить людей от нужды. Однако постмодернисты считают, что 20 век не привел к решению социальных проблем (таких как бедность и неравенство).

2. Яркий свет прогресса угасает. Современные люди смотрят в будущее, ожидая, что их жизнь значительно улучшится. Однако члены постмодернистских обществ не так оптимистичны и даже пессимистично считают, что жизнь становится хуже.

3. Наука более не дает ответов на вопросы. В современную эпоху был научный взгляд и убежденность в том, что технологии улучшат жизнь. Однако постмодернисты отмечают, что наука не решила многие старые социальные проблемы и даже создала новые. Постмодернисты упрекают науку в «метанарративности» – единственности истинности. Объективная реальность и истина не существуют вообще. Наука используется политикой.

4. Усиление культурных разногласий. Когда люди в обществе имеют все необходимые им материальные блага, большую значимость приобрели идеи, а также вопросы мультикультурализма, субкультур, сексуальных меньшинств, феминизма, социальной справедливости и окружающей среды.

5. Изменение социальных институтов. В свое время индустриализация повлекла за собой масштабное преобразование социальных институтов. То же самое происходит и по мере развития постиндустриальных обществ. Индустриальная революция поставила в центр жизни материальные вещи, а информационная выдвигает на первое место идеи

Институт семьи позволяет выбирать множество вариантов семейной жизни (Массионис). 

Добавить комментарий

НОВЫЕ СТАТЬИ ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ
  • Теория позднего модерна Ю.Хабермаса: процессы «колонизации жизненного мира».

    Хабермас рассматривает современность как «незаконченный проект». Центральной проблемой продолжает оставаться рациональность. Утопическая цель заключается в том, чтобы максимально рационализировать так называемые им «систему», так и «жизненный мир».  Т.е. есть «Система» – это государство и экономика (они действуют стратегически и рационально) И есть «Жизненный мир» – это частная жизнь людей и гражданское общество (они коммуникативны и подвержены морали).

  • Теория радикализированного модерна Гидденса

    Гидденс характеризует современную эпоху как радикализированный модерн, главной чертой которого является рефлексивность

    Гидденс рассматривает современность как «сокрушительную силу», которая, в некоторой степени, не управляема.

  • Глобализация и упадок социальных институтов модерна Э.Гидденса

    Глобализация стала важнейшей проблемой для современной социологии.  У Гидденса есть краткое определение глобализации: «Я определяю её как действие на расстоянии».  Или более развёрнутая дефиниция: «Глобализация есть интенсификация социальных отношений всемирного масштаба, которые связывают удалённые локальности таким образом, что события, происходящие в одном месте, формируются тем, что происходит за много миль от них, и наоборот». Глобализация Э. Гидденсом трактуется как естественное продолжение изначальных тенденций модернити. Глобализация по Гидденсу имеет пять составляющих:

  • Теории становления модерна в современной социологической теории

                Теории модерна в современной социологической теории появляются после теорий постмодерна как ответная реакция, на эти теории. Все теории модерна говорят о том, что, несмотря на появление «новой понятийности» и знаний, общество по-прежнему функционирует, опираясь на принципы эпохи просвещения. Модерн никуда не исчез и не заменен постмодерном! Общества по-прежнему классовые, капиталистические, индустриальные, промышленные, демократические,массовые, оформленные в национальные государства. Современные общества представляют собой «новый модерн», «исчерпанный модерн», «радикализированный модерн», «поздний модерн», но все же МОДЕРН.

  • Постмодернистская социология конца XX века.

     Концептуализация современности в постмодернистской социологии, осуществляющаяся через анализ изменения природы и функций научного знания, оформляет исследование природы «социального» и его трансформации и создание теории социального, где «социальное» - это масса, сопротивляющаяся любому упорядочиванию, любому социально трансформирующему разуму. Теория бесконечных «сетей взаимодействий», в которые «пойман» индивид, сопротивляющийся любой упорядоченности, - вот образ социального и общества постмодернистской  мысли.

  • Системная теория Н.Лумана. Основные понятия.

              Никлас Луман рассматривает общество как систему  или "Общество общества". теория Теория Лумана описывает процесс возникновения «Мирового общества» в качестве осевого для социального развития западной цивилизации как таковой.

                Луман использует такие универсальные - как для естественных, так и для социальных наук - ключевые понятия как аутопойесис, бифуркация, биологическая эволюция, хаос, система и функция, информация и коммуникация и описывает динамику эволюционирования всех важнейших сфер общества: Право и Политику, Науку и Образование, Религию и Искусство, Экономику и Любовь.

  • Теория конструктивистского структурализма П. Бурдье.

    П. Бурдье предложил использовать одновременно два принципиальных подхода при изучении социальных реалий.

    Первый - структурализм, который им реализуется в виде принципа двойного структурирование социальной реальности: а) в социальной системе существуют объективные структуры, независящие от сознания и воли людей, которые способны стимулировать те или иные действия и стремления людей; б) сами структуры создаются социальными практиками агентов.