Создано 16.12.2016 08:04
Автор: Мария
С точки зрения морали все действия оцениваются в категориях добра и зла, долга и совести. Добро и зло – это представления о том, как должно действовать с точки зрения развития человечества в его интересах. Так как общество состоит из отдельных групп, то не может быть единых универсальных представлений о добре и зле. Всё определяется интересами (классовыми, сословными и т.д.), этическими категориями в сплетении с экономическими категориями. Пример: канибализм.
Необходимость добра и зла с точки зрения отдельного индивида, с точки зрения разных индивидов, с точки зрения части общества как особой целостности и всего общества как целого служит основанием для существования долга. Действия в соответствии с сугубо индивидуальной пользой, совершаемые сознающим (и самосознающим) индивидом, не есть добро.
Если действие в соответствии с добром усваивается индивидом, пропускается через его внутренний мир и образуется потребность в его совершении, то у человека формируется совесть.
Поскольку общество развивается в целом и как целое прогрессивно, постольку всегда в конечном счете доминирует добро. Но были и периоды, когда господствовало зло.
Борьба материальных интересов – это механизм развития общества. Исторической правдой, моральным становится побеждающий интерес, который этически оправдан в определённых условиях.
Добро не может не быть одновременно злом (Пример: казнь злого преступника) и наоборот. Только полное исчезновение материальных интересов может создать условия для универсальных представлений о добре и зле. Сейчас же всё определяется сущностными различиями.
Особенность морали-отсутствие институционализации, т.е. мораль разлита в обществе, доступна всем его членам. Нет определённой группы, которая требовала бы её исполнения.
По Вазюлину:
Мораль не сводится только к действию. Это — действие либо в соответствии с чувством, эмоциями, переживанием, либо в соответствии с мыслями, пониманием вредности или полезности такого действия, либо в соответствии с тем и другим. Таким образом, в области морали в свою очередь можно различить моральные (или аморальные) действия, моральные (или аморальные) чувства, моральные (или аморальные) мысли
Например, действия в соответствии с совестью есть действия в соответствии непосредственно и по преимуществу с моральным чувством, переживанием, нежели с моральными мыслями. Действия же в соответствии с долгом как таковым есть действия в соответствии непосредственно по преимуществу с моральными мыслями
Почему ценностное рассмотрение категория добра и зла здесь не уместно? (тут речь идёт о том, как воспринимает индивид эти ценности – как внешне навязанные или внутренне принятые)
Людей как личностей связывает главным образом не то, что каждый из них и чем-то одинаков с другими, но то, что каждый из них своеобразен в качестве личности и тем интересен для других. Что касается морального действия, морального поступка, моральных чувств и моральных мыслей, то к ним тогда главным образом подходят не так, что одни действия и т. д. с точки зрения оценки других людей или общества лучше или хуже, более или менее ценны, не с внешней меркой, не с эталоном, находящимся вне личности, а главным образом так, что моральное действие и т. п. входит в самое ядро личности, моральность личности совпадает с развитием индивида в качестве личности.
Право – это канонизирование интересов класса, наблюдающееся в виде формальных установлений юридических документов. Право не может существовать без государства. Универсальные интересы здесь всегда опосредуются частными. Так в Англии было введено обязательное начальное образование, что само по себе для человека это благо. Но британское государство вводило это для того, чтобы в условиях промышленной революции обучать людей, получать высококвалифицированные кадры. Это были экономические интересы государства, а не забота о населении. Рабочая сила должна была обладать хорошими навыками, чтобы быть эксплуатируемой.
По Вазюлину:
Право есть главным образом действия носителей победивших, господствующих материальных интересов, направленные на навязывание побежденным своих материальных интересов как собственных интересов.
Общественное сознание – это функция общества, связанная с отражением многообразных сторон действительности социальными субъектами деятельности. Отношение человека к миру в целом получает отражение в законах науки, религиозных догматах, философских концепциях; нравственные, политические, правовые отношения – в моральных и правовых нормах, политических идеях; отношение к прекрасному – в художественных образах. Общественное сознание представляет собой очень сложное в структурном отношении образование. В связи с этим его деление на структурные элементы может быть проведено по разным основаниям.
Правосознание общества включает систему общеобязательных социальных норм и правил, установленных в законах, а также систему взглядов людей (и социальных групп) на право, оценку ими существующих в государстве норм права как справедливых или несправедливых, а также поведения граждан как правомерного или неправомерного. Правовое сознание определяется при этом как совокупность прав и обязанностей членов общества, убеждений, идей, теорий, понятий и правомерности или неправомерности поступков, о законном, должном и обязательном отношении между людьми данного общества.
Выделяют два уровня правосознания: социально-психологический и идеологический. На социально-психологическом уровне правосознание представляет собой совокупность чувств, навыков, привычек и представлений, позволяющих человеку ориентироваться в правовых нормах и на правовой основе регулировать свои отношения с другими физическими и юридическими лицами, государством и обществом в целом. Различают общественное и индивидуальное правосознание. Общественно правосознание есть система правовой культуры общества (нации, государства). Индивидуальное же правосознание относится к правовой культуре индивидуума. Другой уровень правосознания представлен правовой идеологией, если на психологическом уровне зримо проявляется элемент индивидуального правосознания, то на идеологическом уровне это индивидуальное нивелируется, и правовая идеология предстает перед нами как теоретическое знание, выражающее правовое взгляды и интересы больших социальных групп. Право тесно связано с политикой, с государством, кроме того, право базируется (или должно базироваться) на нормах нравственности. Нравственное и правовое сознание выполняют единую регулятивную функцию в обществе.