"Нажить много денег - храбрость; сохранить их - мудрость, а умело расходовать - искусство."
Бертольд Авербахэ

Периодизация науки: преднаука, классическая наука, неклассическая и постнеклассическая.

Вопрос о периодизации науки является дискуссионным. Но в наше время все большее признание получает периодизация, разработанная В.С. Степиным на материалах истории естествознания, согласно кᴏᴛᴏᴩой, науке как таковой предшествует преднаука (доклассический этап), в которой зарождаются предпосылки науки, затем следует классическая наука, неклассическая и постнеклассическая.

В качестве доклассического этапа развития науки выделяются следующие исторические границы: Древний Восток, Греция и Рим, а также в средние века, вплоть до XVI-XVIIстолетий. Именно этот период принято считать началом становления естествознания и науки в целом. Именно с этого времени наряду с эмпирическим знанием зарождается новый, особый тип знания – теория, именно с этого момента начинается наука.

Наука как целостный феномен в своем развитии проходит три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический или современный, для каждого из этих этапов характерны свои собственный идеалы, нормы, методы научного исследования, своеобразный понятийный аппарат и т. п. В качестве основания данной периодизации выступает соотношение объекта и субъекта познания.

Так классическая наука стремилась устранить все, что в какой-либо степени относилось к субъекту и его деятельности. Это считалось необходимым условием для получения объективного знания. Наблюдалось стремление познать предмет «сам по себе».

Для первой половины XX в. или неклассической науки характерно то, что происходит отбрасывание представления реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, то есть отвергается объективизм классической науки. «Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта».

Для постнеклассической науки (вторая половина XX - начало XXI в.) характерна постоянная включенность субъективной деятельности. И на этом этапе она «учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности познающего субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами».

Стоит сказать, что каждый этап имеет свою собственную парадигму, свою картину мира. Так классическая стадия развития науки выделяла в качестве своей парадигмы механику, неклассическая - парадигму относительности, дискретности, вероятности и дополнительности, а постнеклассическая - парадигму становления и самоорганизации.

Также следует отметить, что проводить периодизацию науки можно и по другим основаниям, например, с точки зрения соотношения таких приемов познания, как анализ и синтез, можно выделить две крупные стадии: аналитическую, куда входят, соответствующие предыдущей периодизации, классическое и неклассическое естествознание, и синтетическую, которая совпадает с постнеклассическим естествознанием, и т.п. Что еще раз подтверждает тот факт, что периодизация науки является проблемой.

Добавить комментарий

НОВЫЕ СТАТЬИ ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ
  • Теория позднего модерна Ю.Хабермаса: процессы «колонизации жизненного мира».

    Хабермас рассматривает современность как «незаконченный проект». Центральной проблемой продолжает оставаться рациональность. Утопическая цель заключается в том, чтобы максимально рационализировать так называемые им «систему», так и «жизненный мир».  Т.е. есть «Система» – это государство и экономика (они действуют стратегически и рационально) И есть «Жизненный мир» – это частная жизнь людей и гражданское общество (они коммуникативны и подвержены морали).

  • Теория радикализированного модерна Гидденса

    Гидденс характеризует современную эпоху как радикализированный модерн, главной чертой которого является рефлексивность

    Гидденс рассматривает современность как «сокрушительную силу», которая, в некоторой степени, не управляема.

  • Глобализация и упадок социальных институтов модерна Э.Гидденса

    Глобализация стала важнейшей проблемой для современной социологии.  У Гидденса есть краткое определение глобализации: «Я определяю её как действие на расстоянии».  Или более развёрнутая дефиниция: «Глобализация есть интенсификация социальных отношений всемирного масштаба, которые связывают удалённые локальности таким образом, что события, происходящие в одном месте, формируются тем, что происходит за много миль от них, и наоборот». Глобализация Э. Гидденсом трактуется как естественное продолжение изначальных тенденций модернити. Глобализация по Гидденсу имеет пять составляющих:

  • Теории становления модерна в современной социологической теории

                Теории модерна в современной социологической теории появляются после теорий постмодерна как ответная реакция, на эти теории. Все теории модерна говорят о том, что, несмотря на появление «новой понятийности» и знаний, общество по-прежнему функционирует, опираясь на принципы эпохи просвещения. Модерн никуда не исчез и не заменен постмодерном! Общества по-прежнему классовые, капиталистические, индустриальные, промышленные, демократические,массовые, оформленные в национальные государства. Современные общества представляют собой «новый модерн», «исчерпанный модерн», «радикализированный модерн», «поздний модерн», но все же МОДЕРН.

  • Постмодернистская социология конца XX века.

     Концептуализация современности в постмодернистской социологии, осуществляющаяся через анализ изменения природы и функций научного знания, оформляет исследование природы «социального» и его трансформации и создание теории социального, где «социальное» - это масса, сопротивляющаяся любому упорядочиванию, любому социально трансформирующему разуму. Теория бесконечных «сетей взаимодействий», в которые «пойман» индивид, сопротивляющийся любой упорядоченности, - вот образ социального и общества постмодернистской  мысли.

  • Системная теория Н.Лумана. Основные понятия.

              Никлас Луман рассматривает общество как систему  или "Общество общества". теория Теория Лумана описывает процесс возникновения «Мирового общества» в качестве осевого для социального развития западной цивилизации как таковой.

                Луман использует такие универсальные - как для естественных, так и для социальных наук - ключевые понятия как аутопойесис, бифуркация, биологическая эволюция, хаос, система и функция, информация и коммуникация и описывает динамику эволюционирования всех важнейших сфер общества: Право и Политику, Науку и Образование, Религию и Искусство, Экономику и Любовь.

  • Теория конструктивистского структурализма П. Бурдье.

    П. Бурдье предложил использовать одновременно два принципиальных подхода при изучении социальных реалий.

    Первый - структурализм, который им реализуется в виде принципа двойного структурирование социальной реальности: а) в социальной системе существуют объективные структуры, независящие от сознания и воли людей, которые способны стимулировать те или иные действия и стремления людей; б) сами структуры создаются социальными практиками агентов.