"Деньги - это то же, что секс: если их нет, ни о чем другом не думаешь; если они есть - думаешь обо всем, только не о них."
Д.Болдуин

Модели исторической реконструкции науки

В настоящее время существуют три модели исторической реконструкции науки, к ним относятся:

1) история науки как кумулятивный, поступательный, прогрессивный процесс;

2) история науки как развитие через научные революции;

3) история науки как совокупность индивидуальных, частных ситуаций (кейс стадис).

Для начала обратимся к анализу более ранней модели – кумулятивистской, основную идею которой можно выразить следующим образом: «каждый последующий шаг в науке может быть сделан, исключительно опираясь на предыдущие достижения». Прошлое научное знание – это лишь этап его подготовки к новому современному состоянию, это эмбрион настоящей науки. Новое знание всегда более точно и совершенно отражает действительность, заимствуя из «прошлого» исключительно те элементы, которые соответствуют его современному развитию, все остальное ошибочно. Но как в такой ситуации объяснить акты творческого порыва, возникновения нового знания, отличного от старого, уже существующего? И здесь ключевая роль отводится возможностям самого ученного, именно он должен сохранять принцип непрерывности, он должен соотносить старое и новое научное знание таким образом, чтобы эффективно использовать то, что уже было достигнуто до него, и в тоже время не совершать научные революции, а включать свои достижения в постепенный и непрерывный процесс развития научного знания.

Вторая модель предполагает развитие науки посредствам научных революций. Нетрудно предположить, что для нее характерны существенные различия с моделью, представленной выше. Научная революция предполагает устранение старой теории, доказательство ее несостоятельности, а также зарождение и распространение новой, принципиально отличающейся, несводимой к своей предшественнице, исследовательской парадигмы. Как утверждал И. Лакатос, в результате научного переворота победившая научно-исследовательская программа также развиваться до «пункта насыщения», после чего начинается ее регресс, но существует возможность определения  и обсуждения такой проблемы, и как следствие возможность предвидеть и избежать аномалии.

Третья модель реконструкции науки получила название кейс-стадис (case-studies). «Кейс-стадис - ϶ᴛᴏ как бы перекресток всех возможных анализов науки, сформулированных в одной точке с целью обрисовать, реконструировать одно событие из истории науки в его цельности, уникальности и невоспроизводимости». При таком подходе любое научное открытие является интеграцией идей и содержания предшествующей науки, культуры, а также условий жизни, иными словами важен как научный, так и социокультурный, и психологический контексты. Но такой подход имеет ряд недостатков, в частности он создает фрагментарную историческую картину. Также стоит отметить, что особое значение отведено самому событию, частному и неповторимому, а не итогу научного открытия, при этом само события берется малое по объему. Для того, чтобы была более понятна идея этого подхода, обратимся к его графическому представлению. Если кумулятивная историография науки есть прямая однонаправленная линия, то историческая реконструкция на базе кейс-стадис может быть представлена, как плоскость с возвышающимися неравными по высоте пиками, которые характеризуют собой научные события, различающиеся по степени важности.

 

Добавить комментарий

НОВЫЕ СТАТЬИ ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ
  • Теория позднего модерна Ю.Хабермаса: процессы «колонизации жизненного мира».

    Хабермас рассматривает современность как «незаконченный проект». Центральной проблемой продолжает оставаться рациональность. Утопическая цель заключается в том, чтобы максимально рационализировать так называемые им «систему», так и «жизненный мир».  Т.е. есть «Система» – это государство и экономика (они действуют стратегически и рационально) И есть «Жизненный мир» – это частная жизнь людей и гражданское общество (они коммуникативны и подвержены морали).

  • Теория радикализированного модерна Гидденса

    Гидденс характеризует современную эпоху как радикализированный модерн, главной чертой которого является рефлексивность

    Гидденс рассматривает современность как «сокрушительную силу», которая, в некоторой степени, не управляема.

  • Глобализация и упадок социальных институтов модерна Э.Гидденса

    Глобализация стала важнейшей проблемой для современной социологии.  У Гидденса есть краткое определение глобализации: «Я определяю её как действие на расстоянии».  Или более развёрнутая дефиниция: «Глобализация есть интенсификация социальных отношений всемирного масштаба, которые связывают удалённые локальности таким образом, что события, происходящие в одном месте, формируются тем, что происходит за много миль от них, и наоборот». Глобализация Э. Гидденсом трактуется как естественное продолжение изначальных тенденций модернити. Глобализация по Гидденсу имеет пять составляющих:

  • Теории становления модерна в современной социологической теории

                Теории модерна в современной социологической теории появляются после теорий постмодерна как ответная реакция, на эти теории. Все теории модерна говорят о том, что, несмотря на появление «новой понятийности» и знаний, общество по-прежнему функционирует, опираясь на принципы эпохи просвещения. Модерн никуда не исчез и не заменен постмодерном! Общества по-прежнему классовые, капиталистические, индустриальные, промышленные, демократические,массовые, оформленные в национальные государства. Современные общества представляют собой «новый модерн», «исчерпанный модерн», «радикализированный модерн», «поздний модерн», но все же МОДЕРН.

  • Постмодернистская социология конца XX века.

     Концептуализация современности в постмодернистской социологии, осуществляющаяся через анализ изменения природы и функций научного знания, оформляет исследование природы «социального» и его трансформации и создание теории социального, где «социальное» - это масса, сопротивляющаяся любому упорядочиванию, любому социально трансформирующему разуму. Теория бесконечных «сетей взаимодействий», в которые «пойман» индивид, сопротивляющийся любой упорядоченности, - вот образ социального и общества постмодернистской  мысли.

  • Системная теория Н.Лумана. Основные понятия.

              Никлас Луман рассматривает общество как систему  или "Общество общества". теория Теория Лумана описывает процесс возникновения «Мирового общества» в качестве осевого для социального развития западной цивилизации как таковой.

                Луман использует такие универсальные - как для естественных, так и для социальных наук - ключевые понятия как аутопойесис, бифуркация, биологическая эволюция, хаос, система и функция, информация и коммуникация и описывает динамику эволюционирования всех важнейших сфер общества: Право и Политику, Науку и Образование, Религию и Искусство, Экономику и Любовь.

  • Теория конструктивистского структурализма П. Бурдье.

    П. Бурдье предложил использовать одновременно два принципиальных подхода при изучении социальных реалий.

    Первый - структурализм, который им реализуется в виде принципа двойного структурирование социальной реальности: а) в социальной системе существуют объективные структуры, независящие от сознания и воли людей, которые способны стимулировать те или иные действия и стремления людей; б) сами структуры создаются социальными практиками агентов.