Создано 30.03.2013 19:25
Автор: Мария
В последние десятилетия в рыночных отношениях произошли существенные изменения в структуре занятости населения, в спросе и предложении на различные специальности. По мнению С.Б. Ильчук, еще не сформировался баланс между спросом и предложением на определенные профессии. В результате чего, экономика не получает необходимые кадры, а выпускники вынуждены переучиваться, учитывая требования рынка. Но образовательные учреждения не прекращают «выпускать» невостребованных специалистов. Молодые люди, в свою очередь, выбирают профессии, не учитывая свои склонности, способности, и потребности рынка. Распространение платного образования, ориентация населения на получение высшего образования, стереотипы о престиже профессий юриста, экономиста, менеджера и других, привели к "перенасыщению" рынка труда специалистами данных профилей.
Для того чтобы стабилизировать ситуацию на рынке образовательных услуг, необходимо учитывать, какие специалисты, с какими профессиональными знаниями, и в каком количестве нужны на рынке труда. Система образования должна принимать во внимание как интересы семей и сообществ, так и интересы предприятий и государства.
В наши дни не происходит взаимодействия между высшими учебными заведениями и рынком труда. Отсутствуют механизмы трудоустройства выпускников: вузы не гарантирую своим студентам трудоустройства по специальности, не обеспечивают их рабочим местом[1].
Исследования, посвященные изучению проблем трудоустройства выпускников высших учебных заведений в некоторых регионах России, выявили следующие негативные тенденции, которые подтверждают предположение о разобщенности рынка образовательных услуг и рынка труда молодых специалистов:
· увеличение периода трудоустройства выпускников вузов[2];
· незащищенность выпускников вузов в вопросах трудоустройства с точки зрения законодательства, отсутствие реальной экономической заинтересованности в решении этих проблем, как со стороны вузов, так и со стороны предприятий и организаций[3];
· недостаточность специализированных структур, профессионально занимающихся трудоустройством выпускников вузов, отсутствие соответствующих специализированных баз данных[4].
О рассогласованности рынка труда и рынка профессионального образования также говорит такое явление, как депрофессионализация[5]. Растет не востребованность интеллектуального потенциала, люди приобретают профессии, не имеющие достаточного спроса. Возможно, именно выше перечисленные феномены современного мира являются причиной устойчивой структурной безработицы в России.
Депрофессионализация порождает определенный социальный слой рабочего населения: «люмпен-специалистов»[6]. Приставка «люмпен» говорит не об отсутствие квалификации, а об утрате людьми профессионализма и полученных знаний. Работодателей перестает интересовать область специализации выпускников. Профессия перестает иметь значение.
Существует и иной термин, характеризующий людей свободных профессий, введенный Е.М. Авраамова и Ю.Б. Верпаховская: транспрофессионалы[7].
Проанализировав работу авторов «Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания» можно сделать вывод, что работодатели предъявляют все более высокие требования к нанимаемым сотрудникам. «В проранжированном виде они выглядят следующим образом: опыт работы - 86,6%; наличие высшего образования - 80,4%; наличие нужных связей - 70,5%; знания и трудовые навыки - 60,4%»[8]. По мнению авторов, идеальный наемный работник - это «дипломированный специалист с некоторым опытом работы и нужными связями»[9].
Принципиально новые условия в социально-трудовых отношениях, по мнению Г.Г. Руденко, А.Р. Савелова, особенно тяжелы для молодежи. Именно молодые люди оказываются неподготовленными к современным реалиям рынка труда.
Достоинством молодежи, по сравнению с другими возрастными группами, по мнению авторов, является меньшая сопротивляемость инновациям, а недостатками - «отсутствие навыков трудовой жизни и построения взаимоотношений в рабочей группе, неустойчивость поведения, излишняя эмоциональность»[10], иными словами, социальная незрелость человека.
Данные стереотипы приводят к дискриминационному отношению к молодежи на рынке труда, к паданию спроса на молодых специалистов, что влечет за собой длительный поиск работы молодым человеком. Раньше работодатели были заинтересованы в привлечении людей до 25 лет, они видели в них перспективу для компании. Сейчас ситуация изменилась: компании нацелены на поиск специалистов старше 35 лет и с опытом работы. Выпускнику без опыта работы становится все труднее конкурировать с уволенными специалистами. Кажется, что время молодых ушло навсегда. Основываясь на данных можно сказать, что, действительно, в 2009-2010 годах огромное количество выпускников (20 – 29 лет) являются безработными: 2288 тысяч человек в 2009 году и 2042 тысяч человек в 2010 году. Количество безработных в возрастных интервалах 30 – 34 лет, 35 - 39 лет меньше в несколько раз.
В такой непростой ситуации на рынке труда выпускников должность, заработная плата и тому подобное, будут зависеть не только от профессиональных характеристик человека, но и от эффективности стратегии поиска работы.
Основными критериями поиска работы являются: заработная плата, длительность поиска работы, уровень образования. Исследовать методы поиска работы и то, какие характеристики человека влияют на выбор метода поиска работы, начал Bradshaw[11]. Он отмечал, что наиболее эффективными способами поиска работы являются неформальные сети друзей и родственников. Высокая эффективность поиска через знакомых обуславливается низкими издержками этого способа.
Существует и ряд других способов поиска работы[12]:
1. Поиск через знакомых и родственников.
2. Поиск через объявления о вакансиях в газетах.
3. Размещение своего мини-резюме в периодических специализированных изданиях.
4. Рассылка резюме потенциальным работодателям.
5. Поиск через сеть интернет.
6. Прямое инициативное обращение к потенциальному работодателю.
7. Поиск через кадровые агентства.
8. Поиск через государственные центры занятости и проводимые ими ярмарки вакансий.
9. Поиск через структуры вузов, занимающиеся вопросами трудоустройства студентов и выпускников и проводимые ими ярмарки вакансий.
По результатам исследования «Стратегия эффективного поведения на рынке труда выпускников в условиях экономической нестабильности»[13] наиболее эффективными способами поиска работы среди ростовских выпускников являются: друзья, родственники, знакомые – 44%, интернет – 44%, сайты потенциальных работодателей – 25%, газеты - 25%, центр занятости – 7%.
В. Д. Матвеенко, изучая закономерности выбора способа поиска работы на рынке труда, выявил следующие наиболее популярные стратегии[14]:
- обращаться исключительно к друзьям и/или родственникам (21%);
- сочетать помощь друзей и родственников с обращением непосредственно на предприятия по объявлениям (23%);
- обращаться только в службу занятости (8%);
- сочетать обращение в службу занятости с помощью друзей и родственников(5%);
- сочетать все способы поиска за исключением обращения в частные агентства (6%);
- сочетать все способы поиска работы (4%).
Проанализировав литературу, мы пришли к выводу, что ситуация на рынке труда остается нестабильной, молодому специалисту трудно найти работу по специальности, вузы не обеспечивают своих выпускников рабочими местами.
[1] С.Б. Ильчук, востребованность выпускника на рынке труда как индикатор эффективной деятельности современного вуза.
[2] С.Б. Ильчук, востребованность выпускника на рынке труда как индикатор эффективной деятельности современного вуза.
[3] С.Б. Ильчук, востребованность выпускника на рынке труда как индикатор эффективной деятельности современного вуза.
[4] С.Б. Ильчук «Востребованность выпускника на рынке труда как индикатор эффективной деятельности современного вуза».
[5] А. Н. Кочетов «Профессиональное образование и рынок труда: проблемы взаимодействия».
[6] А. Н. Кочетов «Профессиональное образование и рынок труда: проблемы взаимодействия».
[7] Е.М. Авраамова, Ю.Б. Верпаховская «Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания».
[8]По результатам проведенного Государственным университетом - Высшей школой экономики (ГУ-ВШЭ) исследования "Приоритеты современного работодателя", реализованного в 2004-2005 гг.
[9] Е.М. Авраамова, Ю.Б. Верпаховская «Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания».
[10] Г.Г. Руденко, А.Р. Савелов «Спецификация положения молодежи на рынке труда».
[11] Bradshaw T. F.Jobseeking methods used by unemployed workers. Monthly Labor Review(1973), 35-40.
[12]ТГУ, Центр карьеры, практики и трудоустройства учебно-методического направления «Способы поиска работы».
[13] Л.С. Сураегина, Ю.Э. Чернышева, Южный Федеральный Университет, Экономический факультет, Кафедра "Управление персоналом", Стратегия эффективного поведения на рынке труда выпускников в условиях экономической нестабильности.
[14] Матвеенко В.Д., Ассоциация исследователей экономики общественного сектора, Стратегии поиска работы на российском рынке труда.