"Деньги либо господствуют над своим обладателем, либо служат ему."
Гораций

Длительность безработицы и каналы поиска работы среди молодежи.

В последние десятилетия в рыночных отношениях произошли существенные изменения в структуре занятости населения, в спросе и предложении на различные специальности. По мнению С.Б. Ильчук, еще не сформировался баланс между спросом и предложением на определенные профессии. В результате чего, экономика не получает необходимые кадры, а выпускники вынуждены переучиваться, учитывая требования рынка. Но образовательные учреждения не прекращают «выпускать» невостребованных специалистов. Молодые люди, в свою очередь,  выбирают профессии, не учитывая свои склонности, способности, и потребности рынка. Распространение платного образования, ориентация  населения на получение  высшего образования, стереотипы о престиже профессий юриста, экономиста, менеджера и  других, привели к "перенасыщению" рынка труда специалистами данных профилей.

Для того чтобы стабилизировать ситуацию на рынке образовательных услуг, необходимо учитывать, какие специалисты, с какими профессиональными знаниями, и в каком количестве нужны на рынке труда. Система образования должна принимать во внимание как интересы семей и сообществ, так и интересы предприятий и государства.

В наши дни не происходит взаимодействия между высшими учебными заведениями и рынком труда. Отсутствуют механизмы трудоустройства выпускников: вузы не гарантирую своим студентам трудоустройства по специальности, не обеспечивают их рабочим местом[1].

Исследования, посвященные изучению проблем трудоустройства выпускников высших учебных заведений в некоторых регионах России, выявили следующие  негативные тенденции, которые подтверждают предположение о разобщенности рынка образовательных услуг и рынка труда молодых специалистов:

·         увеличение периода трудоустройства выпускников вузов[2];

·         незащищенность выпускников вузов в вопросах трудоустройства с точки зрения законодательства, отсутствие реальной экономической заинтересованности в решении этих проблем, как со стороны вузов, так и со стороны предприятий и организаций[3];

·         недостаточность специализированных структур, профессионально занимающихся трудоустройством выпускников вузов, отсутствие соответствующих специализированных баз данных[4].

О рассогласованности рынка труда и рынка профессионального образования также говорит такое явление, как депрофессионализация[5]. Растет не востребованность интеллектуального потенциала, люди  приобретают профессии, не имеющие достаточного спроса. Возможно, именно выше перечисленные феномены современного мира являются  причиной устойчивой структурной безработицы в России.

Депрофессионализация порождает определенный социальный слой рабочего населения: «люмпен-специалистов»[6]. Приставка «люмпен» говорит не об отсутствие квалификации, а об утрате людьми профессионализма и полученных знаний. Работодателей перестает интересовать область специализации выпускников. Профессия перестает иметь значение.

Существует и иной термин, характеризующий людей свободных профессий, введенный Е.М. Авраамова и Ю.Б. Верпаховская: транспрофессионалы[7].

Проанализировав работу авторов «Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания» можно сделать вывод, что работодатели предъявляют все более высокие требования к нанимаемым сотрудникам. «В проранжированном виде они выглядят следующим образом:  опыт работы - 86,6%;  наличие высшего образования - 80,4%;  наличие нужных связей - 70,5%;  знания и трудовые навыки - 60,4%»[8].  По мнению авторов,  идеальный наемный работник -  это «дипломированный специалист с некоторым опытом работы и нужными связями»[9].

Принципиально новые условия в социально-трудовых отношениях, по мнению Г.Г. Руденко, А.Р. Савелова,  особенно тяжелы для молодежи. Именно молодые люди оказываются неподготовленными к современным реалиям рынка труда.

Достоинством молодежи, по сравнению с другими возрастными группами, по мнению авторов, является меньшая сопротивляемость инновациям, а недостатками -  «отсутствие навыков трудовой жизни и построения взаимоотношений в рабочей группе,  неустойчивость поведения,  излишняя эмоциональность»[10],  иными словами, социальная незрелость человека.

Данные стереотипы приводят к дискриминационному отношению к молодежи на рынке труда, к паданию спроса на молодых специалистов, что влечет за собой длительный поиск работы молодым человеком. Раньше работодатели были заинтересованы в привлечении людей до 25 лет, они видели в них перспективу для компании. Сейчас ситуация изменилась: компании нацелены на поиск специалистов старше 35 лет и с опытом работы. Выпускнику без опыта работы становится все труднее конкурировать с уволенными специалистами. Кажется, что время молодых ушло навсегда. Основываясь на данных можно сказать, что, действительно, в 2009-2010 годах огромное количество выпускников (20 – 29 лет) являются безработными: 2288 тысяч человек в 2009 году и 2042 тысяч человек в 2010 году. Количество безработных в возрастных интервалах 30 – 34 лет, 35 - 39 лет меньше в несколько раз.

В такой непростой ситуации на рынке труда выпускников должность, заработная плата и тому подобное, будут зависеть не только от профессиональных характеристик человека, но и от эффективности стратегии поиска работы.

Основными критериями поиска работы являются: заработная плата, длительность поиска работы, уровень образования. Исследовать методы поиска работы и то, какие характеристики человека влияют на выбор метода поиска работы, начал   Bradshaw[11]. Он отмечал, что наиболее эффективными способами поиска работы являются неформальные сети друзей и родственников. Высокая эффективность поиска через знакомых обуславливается низкими издержками этого способа.

Существует и ряд других способов поиска работы[12]:

1.      Поиск через знакомых и родственников.

2.      Поиск через объявления о вакансиях в газетах.

3.      Размещение своего мини-резюме в периодических специализированных изданиях.

4.      Рассылка резюме потенциальным работодателям.

5.      Поиск через сеть интернет.

6.      Прямое инициативное обращение к потенциальному работодателю.

7.      Поиск через кадровые агентства.

8.      Поиск через государственные центры занятости и проводимые ими ярмарки вакансий.

9.      Поиск через структуры вузов, занимающиеся вопросами трудоустройства студентов и выпускников и проводимые ими ярмарки вакансий.

По результатам исследования «Стратегия эффективного поведения на рынке труда выпускников в условиях экономической нестабильности»[13] наиболее эффективными способами поиска работы среди ростовских выпускников являются: друзья, родственники, знакомые – 44%, интернет – 44%, сайты потенциальных работодателей – 25%, газеты  - 25%, центр занятости – 7%.

В. Д. Матвеенко, изучая закономерности выбора способа поиска работы на рынке труда, выявил следующие наиболее популярные стратегии[14]:

- обращаться исключительно к друзьям и/или родственникам (21%);

- сочетать помощь друзей и родственников с    обращением непосредственно на предприятия по объявлениям (23%);

- обращаться только в службу занятости (8%);

- сочетать обращение в службу занятости с помощью друзей и родственников(5%);

- сочетать все способы поиска за исключением обращения в частные агентства (6%);

- сочетать все способы поиска работы (4%).

 

Проанализировав литературу, мы пришли к выводу, что ситуация на рынке труда остается нестабильной, молодому специалисту трудно найти работу по специальности, вузы не обеспечивают своих выпускников рабочими местами.



[1] С.Б. Ильчук, востребованность выпускника на рынке труда как индикатор эффективной деятельности современного вуза.

[2] С.Б. Ильчук, востребованность выпускника на рынке труда как индикатор эффективной деятельности современного вуза.

[3] С.Б. Ильчук, востребованность выпускника на рынке труда как индикатор эффективной деятельности современного вуза.

[4] С.Б. Ильчук «Востребованность выпускника на рынке труда как индикатор эффективной деятельности современного вуза».

[5] А. Н. Кочетов «Профессиональное образование и рынок труда: проблемы взаимодействия».

[6] А. Н. Кочетов «Профессиональное образование и рынок труда: проблемы взаимодействия».

[7] Е.М. Авраамова, Ю.Б. Верпаховская «Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания».

[8]По результатам проведенного Государственным университетом -  Высшей школой экономики  (ГУ-ВШЭ) исследования  "Приоритеты современного работодателя",  реализованного в 2004-2005  гг.

[9] Е.М. Авраамова, Ю.Б. Верпаховская «Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания».

[10] Г.Г. Руденко, А.Р. Савелов «Спецификация положения молодежи на рынке труда».

[11] Bradshaw T. F.Jobseeking methods used by unemployed workers. Monthly Labor Review(1973), 35-40.

[12]ТГУ, Центр карьеры, практики и трудоустройства учебно-методического направления «Способы поиска работы». 

[13] Л.С. Сураегина, Ю.Э. Чернышева, Южный Федеральный Университет, Экономический факультет, Кафедра "Управление персоналом", Стратегия эффективного поведения на рынке труда выпускников в условиях экономической нестабильности.

[14] Матвеенко В.Д., Ассоциация исследователей экономики общественного сектора, Стратегии поиска работы на российском рынке труда. 

Добавить комментарий

НОВЫЕ СТАТЬИ ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ
  • Теория позднего модерна Ю.Хабермаса: процессы «колонизации жизненного мира».

    Хабермас рассматривает современность как «незаконченный проект». Центральной проблемой продолжает оставаться рациональность. Утопическая цель заключается в том, чтобы максимально рационализировать так называемые им «систему», так и «жизненный мир».  Т.е. есть «Система» – это государство и экономика (они действуют стратегически и рационально) И есть «Жизненный мир» – это частная жизнь людей и гражданское общество (они коммуникативны и подвержены морали).

  • Теория радикализированного модерна Гидденса

    Гидденс характеризует современную эпоху как радикализированный модерн, главной чертой которого является рефлексивность

    Гидденс рассматривает современность как «сокрушительную силу», которая, в некоторой степени, не управляема.

  • Глобализация и упадок социальных институтов модерна Э.Гидденса

    Глобализация стала важнейшей проблемой для современной социологии.  У Гидденса есть краткое определение глобализации: «Я определяю её как действие на расстоянии».  Или более развёрнутая дефиниция: «Глобализация есть интенсификация социальных отношений всемирного масштаба, которые связывают удалённые локальности таким образом, что события, происходящие в одном месте, формируются тем, что происходит за много миль от них, и наоборот». Глобализация Э. Гидденсом трактуется как естественное продолжение изначальных тенденций модернити. Глобализация по Гидденсу имеет пять составляющих:

  • Теории становления модерна в современной социологической теории

                Теории модерна в современной социологической теории появляются после теорий постмодерна как ответная реакция, на эти теории. Все теории модерна говорят о том, что, несмотря на появление «новой понятийности» и знаний, общество по-прежнему функционирует, опираясь на принципы эпохи просвещения. Модерн никуда не исчез и не заменен постмодерном! Общества по-прежнему классовые, капиталистические, индустриальные, промышленные, демократические,массовые, оформленные в национальные государства. Современные общества представляют собой «новый модерн», «исчерпанный модерн», «радикализированный модерн», «поздний модерн», но все же МОДЕРН.

  • Постмодернистская социология конца XX века.

     Концептуализация современности в постмодернистской социологии, осуществляющаяся через анализ изменения природы и функций научного знания, оформляет исследование природы «социального» и его трансформации и создание теории социального, где «социальное» - это масса, сопротивляющаяся любому упорядочиванию, любому социально трансформирующему разуму. Теория бесконечных «сетей взаимодействий», в которые «пойман» индивид, сопротивляющийся любой упорядоченности, - вот образ социального и общества постмодернистской  мысли.

  • Системная теория Н.Лумана. Основные понятия.

              Никлас Луман рассматривает общество как систему  или "Общество общества". теория Теория Лумана описывает процесс возникновения «Мирового общества» в качестве осевого для социального развития западной цивилизации как таковой.

                Луман использует такие универсальные - как для естественных, так и для социальных наук - ключевые понятия как аутопойесис, бифуркация, биологическая эволюция, хаос, система и функция, информация и коммуникация и описывает динамику эволюционирования всех важнейших сфер общества: Право и Политику, Науку и Образование, Религию и Искусство, Экономику и Любовь.

  • Теория конструктивистского структурализма П. Бурдье.

    П. Бурдье предложил использовать одновременно два принципиальных подхода при изучении социальных реалий.

    Первый - структурализм, который им реализуется в виде принципа двойного структурирование социальной реальности: а) в социальной системе существуют объективные структуры, независящие от сознания и воли людей, которые способны стимулировать те или иные действия и стремления людей; б) сами структуры создаются социальными практиками агентов.