"Деньги - это то же, что секс: если их нет, ни о чем другом не думаешь; если они есть - думаешь обо всем, только не о них."
Д.Болдуин

Социология

Длительность безработицы и каналы поиска работы среди молодежи.

В последние десятилетия в рыночных отношениях произошли существенные изменения в структуре занятости населения, в спросе и предложении на различные специальности. По мнению С.Б. Ильчук, еще не сформировался баланс между спросом и предложением на определенные профессии. В результате чего, экономика не получает необходимые кадры, а выпускники вынуждены переучиваться, учитывая требования рынка. Но образовательные учреждения не прекращают «выпускать» невостребованных специалистов. Молодые люди, в свою очередь,  выбирают профессии, не учитывая свои склонности, способности, и потребности рынка. Распространение платного образования, ориентация  населения на получение  высшего образования, стереотипы о престиже профессий юриста, экономиста, менеджера и  других, привели к "перенасыщению" рынка труда специалистами данных профилей.


Этапы познавательной деятельности в рамках классической науки

1. Этап механистического естествознания (до 30-х гг. XIX в.)

Начало этого этапа совпадает со временем перехода от феодализма к капитализму в Западной Европе. Начавшееся бурное развитие производительных сил потребовало решения ряда технических задач. А это, в свою очередь, вызвало интенсивное формирование и развитие частных наук, среди которых особую значимость приобрела механика - в силу специфики решения технических задач.

Механистическое естествознание начинает развиваться ускоренными темпами.


Специфика социогуманитарного познания

1. В самом широком смысле предмет социального познания - сфера человеческой деятельности в многообразных ее формах.

2. Социальное познание ориентировано прежде всего на процес­сы, т. е. на развитие общественных явлений, на выявление
законов, причин и источников этого развития.


Гуманитаризация научного знания

При определении понятия «гуманитаризации» научного знания будет целесообразно провести сопоставительный анализ гуманитарного и научного знания по следующим характеристикам: предмет знания, цель, конечный результат, метод науки, а также категориальный аппарат, для лучшего понимания заданного утверждения.


Специфика естественнонаучного и социогуманитарного знания

Специфика естественнонаучного и социогуманитарного знания.


Сциентизм

Сциентизм (фр. scientisme, от лат. scientia - наука, знание) - общее название идейной позиции, представляющей научное знание наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром. Нередко сциентисты считают «образцовыми науками» физику или математику и призывают строить остальные науки по их образу и подобию. Сциентизм ставит науку во главу идейной и культурной жизни общества. Сциентизм сам по себе не является стройной системой взглядов, а скорее может рассматриваться как определённая ориентация различных систем.


Модели исторической реконструкции науки

В настоящее время существуют три модели исторической реконструкции науки, к ним относятся:

1) история науки как кумулятивный, поступательный, прогрессивный процесс;

2) история науки как развитие через научные революции;

3) история науки как совокупность индивидуальных, частных ситуаций (кейс стадис).


Антисциентизм

Антисциентизм (от греч. anti- - против и лат. scientia - знания) - философско-мировоззренческая позиция, противостоящая сциентизму, заключающаяся в критическом отношении к науке, её положению в культуре и её возможностям познания, различающаяся по степени критичности от умеренного отношения до враждебного. Концепции, учения и деятельность радикальной антисциентистской направленности носят обобщённое наименование «антинаука».

Виды антисциентизма


Периодизация науки: преднаука, классическая наука, неклассическая и постнеклассическая.

Вопрос о периодизации науки является дискуссионным. Но в наше время все большее признание получает периодизация, разработанная В.С. Степиным на материалах истории естествознания, согласно кᴏᴛᴏᴩой, науке как таковой предшествует преднаука (доклассический этап), в которой зарождаются предпосылки науки, затем следует классическая наука, неклассическая и постнеклассическая.


Фундаментализм в науке

Фундаментализм (в философии науки) - характеристика философско-методологических концепций, исходящих из существования некоего базисного, фундаментального слоя знания, обращение к которому позволяло бы гарантированно решить все задачи, связанные с уточнением познавательного содержания и обоснованием систематизируемого знания.


Дж. Холтон «Тематический анализ науки»

Цель этой книги состоит преж­де всего в том, чтобы расширить арсенал понятий и мето­дов, способных улучшить наше понимание творческого воображения ученых, проявляющегося в их научной дея­тельности.

Четыре взаимосвязанных направления, опре­деляющих сферу основных интересов данной книги:


Антифундаментализм в науке

Антифундаментализм (от лат. fundamentum - основание) -  в философии науки - это понятие выражает негативное отношение к убежденности в существовании какого-то единственно возможного основания всей системы научного знания. Надежда на обнаружение такого слоя знаний, из которого можно было бы логически вывести все остальные, в какой-то степени связана с древним представлением о наличии некой «первоформы», лежащей в основе всего мирового устройства. «Вода» Фалеса, герак-литовский «огонь», «атомы», из которых, как считал Демокрит, построена любая вещь в мире, - все эти образы так или иначе выражали представление античных мыслителей о том, что многообразие явлений, с которыми сталкиваются люди в своем взаимодействии с окружающим миром, обусловлено общей для них единой сущностью.


Принципы герменевтики

 


Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития

1) Традиционные цивилизации. Исследования прошлых цивилизаций интересны богатейшим фактическим материалом о жизни, обычаях и самобытной культуре традиционных обществ. Отличительные особенностями являются крайне медленные темпы развития производительных сил и многовековое сохранение существующих социальных порядков в обществе. Если и были новые виды, то только те, которые не противоречили традиционным. Формы и виды деятельности, изменения социальных порядков, нормы поведения и взаимоотношения людей в обществе – все подчинено традиции, все освящено авторитетом мудрых старейшин, либо религии. Ход времени имеет циклический, повторяющийся характер. Существование древних аграрных обществ растянулось на тысячелетия.


Герменевтика

Познание общества, человеческих отношений, которые возникают в этом обществе - сложный и многогранный процесс. Зачастую можно все объяснить, но не все можно понять. В этих случаях весьма полезна герменевтика — теория интерпретации, понимания, истолкования, располагающая большими методологическими возможностями.


Концепция этики ответственности Г. Йонаса.

По мнению Ганс Йонаса -  этика ответственности не должна восприниматься в качестве отрицания иных этических систем, в частности кантовской; ее следует расценивать как придание им завершенности. В отличие от других авторов, рассматривающих ответственность в качестве отношения или ценности, Йонас представил принцип ответственности в качестве основания этики. Благодаря этому новаторству он считается основателем этики ответственности.


НОВЫЕ СТАТЬИ ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ
  • Источники экономического роста
    Экономический рост зависит от многих факторов, таких как инвестиции, технологический прогресс, уровень образования населения, качество инфраструктуры и т.д. Рассмотрим некоторые из них подробнее.
  • Расчёт темпов экономического роста
    Экономический рост является одним из главных показателей развития страны. Он характеризует увеличение объема производства товаров и услуг, а также уровня доходов населения. Темпы экономического роста рассчитываются как процентное изменение ВВП (валового внутреннего продукта) за определенный период времени.
  • Производство и экономический рост
    Производство является ключевым элементом экономического роста. Оно определяет объем производства товаров и услуг в стране, а также уровень занятости населения и доходов населения. Поэтому, существует прямая связь между производством и экономическим ростом.
  • Производственная функция
    Производственная функция - это математическая модель, которая описывает, какие объемы продукции могут быть произведены при определенном уровне использования производственных ресурсов. Она позволяет оценить, как изменение количества используемых ресурсов влияет на объем производства.
  • Измерение безработицы. Понятие полной занятости ресурсов.
    Измерение безработицы - это важный индикатор экономического здоровья страны. Он позволяет оценить, сколько людей не имеют работы, но готовы и активно ищут ее. Безработица может быть вызвана различными факторами, такими как экономический спад, изменения в структуре рынка труда или технологические изменения.
  • Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен и инфляция. Номинальные и реальные показатели
    Номинальный и реальный ВВП - это два показателя, которые используются для измерения экономического роста страны. Номинальный ВВП измеряет стоимость всех произведенных товаров и услуг в текущих ценах, тогда как реальный ВВП учитывает инфляцию и измеряет стоимость всех произведенных товаров и услуг в постоянных ценах.
  • Сбережения и богатство. Проблемы оценки благосостояния нации.
    Сбережения и богатство нации - это два важных показателя экономического благополучия страны. Однако, оценка этих показателей может быть сложной задачей, так как они зависят от многих факторов, таких как уровень доходов населения, инфляция, налоговая политика и другие экономические факторы.