"Не быть жадным — уже богатство, не быть расточительным — доход."
Цицерон

Социология

Длительность безработицы и каналы поиска работы среди молодежи.

В последние десятилетия в рыночных отношениях произошли существенные изменения в структуре занятости населения, в спросе и предложении на различные специальности. По мнению С.Б. Ильчук, еще не сформировался баланс между спросом и предложением на определенные профессии. В результате чего, экономика не получает необходимые кадры, а выпускники вынуждены переучиваться, учитывая требования рынка. Но образовательные учреждения не прекращают «выпускать» невостребованных специалистов. Молодые люди, в свою очередь,  выбирают профессии, не учитывая свои склонности, способности, и потребности рынка. Распространение платного образования, ориентация  населения на получение  высшего образования, стереотипы о престиже профессий юриста, экономиста, менеджера и  других, привели к "перенасыщению" рынка труда специалистами данных профилей.


Этапы познавательной деятельности в рамках классической науки

1. Этап механистического естествознания (до 30-х гг. XIX в.)

Начало этого этапа совпадает со временем перехода от феодализма к капитализму в Западной Европе. Начавшееся бурное развитие производительных сил потребовало решения ряда технических задач. А это, в свою очередь, вызвало интенсивное формирование и развитие частных наук, среди которых особую значимость приобрела механика - в силу специфики решения технических задач.

Механистическое естествознание начинает развиваться ускоренными темпами.


Специфика социогуманитарного познания

1. В самом широком смысле предмет социального познания - сфера человеческой деятельности в многообразных ее формах.

2. Социальное познание ориентировано прежде всего на процес­сы, т. е. на развитие общественных явлений, на выявление
законов, причин и источников этого развития.


Гуманитаризация научного знания

При определении понятия «гуманитаризации» научного знания будет целесообразно провести сопоставительный анализ гуманитарного и научного знания по следующим характеристикам: предмет знания, цель, конечный результат, метод науки, а также категориальный аппарат, для лучшего понимания заданного утверждения.


Специфика естественнонаучного и социогуманитарного знания

Специфика естественнонаучного и социогуманитарного знания.


Сциентизм

Сциентизм (фр. scientisme, от лат. scientia - наука, знание) - общее название идейной позиции, представляющей научное знание наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром. Нередко сциентисты считают «образцовыми науками» физику или математику и призывают строить остальные науки по их образу и подобию. Сциентизм ставит науку во главу идейной и культурной жизни общества. Сциентизм сам по себе не является стройной системой взглядов, а скорее может рассматриваться как определённая ориентация различных систем.


Модели исторической реконструкции науки

В настоящее время существуют три модели исторической реконструкции науки, к ним относятся:

1) история науки как кумулятивный, поступательный, прогрессивный процесс;

2) история науки как развитие через научные революции;

3) история науки как совокупность индивидуальных, частных ситуаций (кейс стадис).


Антисциентизм

Антисциентизм (от греч. anti- - против и лат. scientia - знания) - философско-мировоззренческая позиция, противостоящая сциентизму, заключающаяся в критическом отношении к науке, её положению в культуре и её возможностям познания, различающаяся по степени критичности от умеренного отношения до враждебного. Концепции, учения и деятельность радикальной антисциентистской направленности носят обобщённое наименование «антинаука».

Виды антисциентизма


Периодизация науки: преднаука, классическая наука, неклассическая и постнеклассическая.

Вопрос о периодизации науки является дискуссионным. Но в наше время все большее признание получает периодизация, разработанная В.С. Степиным на материалах истории естествознания, согласно кᴏᴛᴏᴩой, науке как таковой предшествует преднаука (доклассический этап), в которой зарождаются предпосылки науки, затем следует классическая наука, неклассическая и постнеклассическая.


Фундаментализм в науке

Фундаментализм (в философии науки) - характеристика философско-методологических концепций, исходящих из существования некоего базисного, фундаментального слоя знания, обращение к которому позволяло бы гарантированно решить все задачи, связанные с уточнением познавательного содержания и обоснованием систематизируемого знания.


Дж. Холтон «Тематический анализ науки»

Цель этой книги состоит преж­де всего в том, чтобы расширить арсенал понятий и мето­дов, способных улучшить наше понимание творческого воображения ученых, проявляющегося в их научной дея­тельности.

Четыре взаимосвязанных направления, опре­деляющих сферу основных интересов данной книги:


Антифундаментализм в науке

Антифундаментализм (от лат. fundamentum - основание) -  в философии науки - это понятие выражает негативное отношение к убежденности в существовании какого-то единственно возможного основания всей системы научного знания. Надежда на обнаружение такого слоя знаний, из которого можно было бы логически вывести все остальные, в какой-то степени связана с древним представлением о наличии некой «первоформы», лежащей в основе всего мирового устройства. «Вода» Фалеса, герак-литовский «огонь», «атомы», из которых, как считал Демокрит, построена любая вещь в мире, - все эти образы так или иначе выражали представление античных мыслителей о том, что многообразие явлений, с которыми сталкиваются люди в своем взаимодействии с окружающим миром, обусловлено общей для них единой сущностью.


Принципы герменевтики

 


Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития

1) Традиционные цивилизации. Исследования прошлых цивилизаций интересны богатейшим фактическим материалом о жизни, обычаях и самобытной культуре традиционных обществ. Отличительные особенностями являются крайне медленные темпы развития производительных сил и многовековое сохранение существующих социальных порядков в обществе. Если и были новые виды, то только те, которые не противоречили традиционным. Формы и виды деятельности, изменения социальных порядков, нормы поведения и взаимоотношения людей в обществе – все подчинено традиции, все освящено авторитетом мудрых старейшин, либо религии. Ход времени имеет циклический, повторяющийся характер. Существование древних аграрных обществ растянулось на тысячелетия.


Герменевтика

Познание общества, человеческих отношений, которые возникают в этом обществе - сложный и многогранный процесс. Зачастую можно все объяснить, но не все можно понять. В этих случаях весьма полезна герменевтика — теория интерпретации, понимания, истолкования, располагающая большими методологическими возможностями.


Концепция этики ответственности Г. Йонаса.

По мнению Ганс Йонаса -  этика ответственности не должна восприниматься в качестве отрицания иных этических систем, в частности кантовской; ее следует расценивать как придание им завершенности. В отличие от других авторов, рассматривающих ответственность в качестве отношения или ценности, Йонас представил принцип ответственности в качестве основания этики. Благодаря этому новаторству он считается основателем этики ответственности.


НОВЫЕ СТАТЬИ ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ
  • Теория позднего модерна Ю.Хабермаса: процессы «колонизации жизненного мира».

    Хабермас рассматривает современность как «незаконченный проект». Центральной проблемой продолжает оставаться рациональность. Утопическая цель заключается в том, чтобы максимально рационализировать так называемые им «систему», так и «жизненный мир».  Т.е. есть «Система» – это государство и экономика (они действуют стратегически и рационально) И есть «Жизненный мир» – это частная жизнь людей и гражданское общество (они коммуникативны и подвержены морали).

  • Теория радикализированного модерна Гидденса

    Гидденс характеризует современную эпоху как радикализированный модерн, главной чертой которого является рефлексивность

    Гидденс рассматривает современность как «сокрушительную силу», которая, в некоторой степени, не управляема.

  • Глобализация и упадок социальных институтов модерна Э.Гидденса

    Глобализация стала важнейшей проблемой для современной социологии.  У Гидденса есть краткое определение глобализации: «Я определяю её как действие на расстоянии».  Или более развёрнутая дефиниция: «Глобализация есть интенсификация социальных отношений всемирного масштаба, которые связывают удалённые локальности таким образом, что события, происходящие в одном месте, формируются тем, что происходит за много миль от них, и наоборот». Глобализация Э. Гидденсом трактуется как естественное продолжение изначальных тенденций модернити. Глобализация по Гидденсу имеет пять составляющих:

  • Теории становления модерна в современной социологической теории

                Теории модерна в современной социологической теории появляются после теорий постмодерна как ответная реакция, на эти теории. Все теории модерна говорят о том, что, несмотря на появление «новой понятийности» и знаний, общество по-прежнему функционирует, опираясь на принципы эпохи просвещения. Модерн никуда не исчез и не заменен постмодерном! Общества по-прежнему классовые, капиталистические, индустриальные, промышленные, демократические,массовые, оформленные в национальные государства. Современные общества представляют собой «новый модерн», «исчерпанный модерн», «радикализированный модерн», «поздний модерн», но все же МОДЕРН.

  • Постмодернистская социология конца XX века.

     Концептуализация современности в постмодернистской социологии, осуществляющаяся через анализ изменения природы и функций научного знания, оформляет исследование природы «социального» и его трансформации и создание теории социального, где «социальное» - это масса, сопротивляющаяся любому упорядочиванию, любому социально трансформирующему разуму. Теория бесконечных «сетей взаимодействий», в которые «пойман» индивид, сопротивляющийся любой упорядоченности, - вот образ социального и общества постмодернистской  мысли.

  • Системная теория Н.Лумана. Основные понятия.

              Никлас Луман рассматривает общество как систему  или "Общество общества". теория Теория Лумана описывает процесс возникновения «Мирового общества» в качестве осевого для социального развития западной цивилизации как таковой.

                Луман использует такие универсальные - как для естественных, так и для социальных наук - ключевые понятия как аутопойесис, бифуркация, биологическая эволюция, хаос, система и функция, информация и коммуникация и описывает динамику эволюционирования всех важнейших сфер общества: Право и Политику, Науку и Образование, Религию и Искусство, Экономику и Любовь.

  • Теория конструктивистского структурализма П. Бурдье.

    П. Бурдье предложил использовать одновременно два принципиальных подхода при изучении социальных реалий.

    Первый - структурализм, который им реализуется в виде принципа двойного структурирование социальной реальности: а) в социальной системе существуют объективные структуры, независящие от сознания и воли людей, которые способны стимулировать те или иные действия и стремления людей; б) сами структуры создаются социальными практиками агентов.