"Государственные финансы - это искусство передавать деньги из рук в руки до тех пор, пока они не исчезнут."
Р.Сарнофф

Системность управления

Предприятие как система управления. Состав системы управления.

Управление – целенаправленная деятельность (воздействие на объект с целью получения желаемого результата).

Предприятие – большая и сложная система (существует человеческий фактор и неопределенность взаимодействия с внешней средой)

Цели создания предприятия:

  • Получение прибыли
  • Дальнейшая продажа

Предприятие = совокупность ресурсов (материальных, финансовых, трудовых, информационных и др.) + система управления ресурсами.

Информационная подсистема: сбор и анализ информации о состоянии и поведении объекта управления (учетные подсистемы – бухучет, финучет, управленческий учет и т д)

Управляющая подсистема: принятие управленческих решений и их исполнение (автоматизированная система + лица принимающие решения)

Объект управления – ресурсы предприятия: энергетические, материальные, людские (трудовые), информационные.

Внешняя среда – рынок, экономическая инфраструктура, государство, социальная среда

Три субъекта: клиенты, поставщики,  государство.

Предприятие как объект управления:

  • Состав и структура ресурсов
  • Целевые показатели ( количественные характеристики, к которым предприятие должно стремиться)
  • Основные бизнес-процессы

Управляющая подсистема:

  • Организационная и финансовая структуры (Центры Финансовой Ответственности и т д)
  • Показатели эффективности
  • Механизмы управления

Информационная подсистема:

  • Состав объектов учета и анализа
  • Критерии наблюдаемости (доля тех характеристик объекта которые мы можем наблюдать по отношению к тем, которые нам нужны) Полной наблюдаемости на предприятии нет!
  • Документопотоки (каналы передачи информации)

Показатели качества управления:

Эффективность = отношение полученного результата к затраченным ресурсам

Управляемость = скорость реализации управленческих воздействий и степень их искажения

Наблюдаемость = полнота и достоверность информации, необходимой для принятия решений

Устойчивость = стабильность показателей при изменении внешних условий

Основные элементы процессов управления: прогнозирование, планирование, учет, контроль, мониторинг показателей, анализ эффективности.

Прогнозирование – предсказание того, как будет себя вести внешняя среда.

Планирование – то, как будет действовать предприятие, задание целей, которые надо достичь, то как предприятие ответит на поведение внешней среды.

Учет – наблюдение за показателями деятельности предприятия (он может быть «посмертным» - по итогам деятельности).

Контроль – сравнение фактического результата с запланированным (поиск отклонений).

Мониторинг – тот же учет, но отслеживание в режиме реального времени.

Анализ эффективности – более сложный анализ показателей (смотрим динамику, строим прогнозы).

Способы управления. Управление по отклонениям и адаптивное управление.

Регулирование = управление по отклонениям

Способ управления, который предполагает сохранение неизменными первоначальных планов и бюджетов, а управляющие воздействия при этом направлены на устранение отклонений текущих значений показателей от плановых.

Прост в реализации, но может привести к неэффективному расходованию ресурсов.

Адаптивное управление = выбор оптимального способа достижения цели

Способ управления, при котором сохраняются неизменными целевые показатели, а текущие (краткосрочные и среднесрочные) планы и бюджеты при наличии отклонений могут быть скорректированы.

Сложно реализовать(в чистом виде нет), но дает возможность оптимально расходовать ресурсы.

Управление по целям + оперативная обратная связь в режиме реального времени (разрешается корректировать текущие планы, если они мешают достижению запланированных целей)

Само понятие “адаптивное управление” мы взяли из  теории управления сложными техническими системами.  Различают два основных способа управления:  

  • управление  по  отклонениям,  которое  называется  регулированием;  
  • управление  по  целям,  которое  называют  адаптивным управлением.

Применительно  к  управлению  предприятием  эти  способы означают, что в первом случае заранее разрабатываются планы деятельности предприятия и смысл   управления сводится к тому, чтобы уменьшить отклонения от этих планов, а во втором случае достигнутые текущие результаты регулярно сравниваются с целевыми  показателями и управленческие решения направляются  на то, чтобы уменьшить отклонения от целей. 

Другими словами, адаптивное управление – это выбор оптимального способа достижения цели, это способ  управления,  при  котором  сохраняются  неизменными  целевые показатели, а текущие, краткосрочные и сред- несрочные  планы  и  бюджеты  при  наличии  отклонений  могут быть скорректированы. Адаптивное управление требует наличия трех инструментов:  

  • инструмента  прогнозирования,  чтобы  можно  было  оперативно оценивать, к каким результатам (напри- мер, к каким финансовым показателям) приведет текущее состояние дел на предприятии;
  • инструмента  корректировки  планов,  чтобы  можно  было  оперативно  менять  устаревшие  планы,  если  они перестали “продвигать” предприятие к цели;  
  • обратной  связи  с  текущими  результатами  деятельности, то есть системы оперативного управленческого учета.

Вам будет интересно:

реклама

Комментарии  

 
#2 сергей 2016-03-17 04:43
Слабо связано с теорией управления и построения систем управления. Например, альтернатива управлению по отклонениям - управление по математической модели. Система адаптивного управления это другой уровень управления.
 
 
#1 Владимир 2013-07-12 05:34
В экономике в целом и у каждого предприятия существует единый системообразующий фактор. При его вычислении снимается всё лишнее, остаётся суть.

Владимир
 

Добавить комментарий

НОВЫЕ СТАТЬИ ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ
  • Теория позднего модерна Ю.Хабермаса: процессы «колонизации жизненного мира».

    Хабермас рассматривает современность как «незаконченный проект». Центральной проблемой продолжает оставаться рациональность. Утопическая цель заключается в том, чтобы максимально рационализировать так называемые им «систему», так и «жизненный мир».  Т.е. есть «Система» – это государство и экономика (они действуют стратегически и рационально) И есть «Жизненный мир» – это частная жизнь людей и гражданское общество (они коммуникативны и подвержены морали).

  • Теория радикализированного модерна Гидденса

    Гидденс характеризует современную эпоху как радикализированный модерн, главной чертой которого является рефлексивность

    Гидденс рассматривает современность как «сокрушительную силу», которая, в некоторой степени, не управляема.

  • Глобализация и упадок социальных институтов модерна Э.Гидденса

    Глобализация стала важнейшей проблемой для современной социологии.  У Гидденса есть краткое определение глобализации: «Я определяю её как действие на расстоянии».  Или более развёрнутая дефиниция: «Глобализация есть интенсификация социальных отношений всемирного масштаба, которые связывают удалённые локальности таким образом, что события, происходящие в одном месте, формируются тем, что происходит за много миль от них, и наоборот». Глобализация Э. Гидденсом трактуется как естественное продолжение изначальных тенденций модернити. Глобализация по Гидденсу имеет пять составляющих:

  • Теории становления модерна в современной социологической теории

                Теории модерна в современной социологической теории появляются после теорий постмодерна как ответная реакция, на эти теории. Все теории модерна говорят о том, что, несмотря на появление «новой понятийности» и знаний, общество по-прежнему функционирует, опираясь на принципы эпохи просвещения. Модерн никуда не исчез и не заменен постмодерном! Общества по-прежнему классовые, капиталистические, индустриальные, промышленные, демократические,массовые, оформленные в национальные государства. Современные общества представляют собой «новый модерн», «исчерпанный модерн», «радикализированный модерн», «поздний модерн», но все же МОДЕРН.

  • Постмодернистская социология конца XX века.

     Концептуализация современности в постмодернистской социологии, осуществляющаяся через анализ изменения природы и функций научного знания, оформляет исследование природы «социального» и его трансформации и создание теории социального, где «социальное» - это масса, сопротивляющаяся любому упорядочиванию, любому социально трансформирующему разуму. Теория бесконечных «сетей взаимодействий», в которые «пойман» индивид, сопротивляющийся любой упорядоченности, - вот образ социального и общества постмодернистской  мысли.

  • Системная теория Н.Лумана. Основные понятия.

              Никлас Луман рассматривает общество как систему  или "Общество общества". теория Теория Лумана описывает процесс возникновения «Мирового общества» в качестве осевого для социального развития западной цивилизации как таковой.

                Луман использует такие универсальные - как для естественных, так и для социальных наук - ключевые понятия как аутопойесис, бифуркация, биологическая эволюция, хаос, система и функция, информация и коммуникация и описывает динамику эволюционирования всех важнейших сфер общества: Право и Политику, Науку и Образование, Религию и Искусство, Экономику и Любовь.

  • Теория конструктивистского структурализма П. Бурдье.

    П. Бурдье предложил использовать одновременно два принципиальных подхода при изучении социальных реалий.

    Первый - структурализм, который им реализуется в виде принципа двойного структурирование социальной реальности: а) в социальной системе существуют объективные структуры, независящие от сознания и воли людей, которые способны стимулировать те или иные действия и стремления людей; б) сами структуры создаются социальными практиками агентов.

1