Системность управления
Предприятие как система управления. Состав системы управления.
Управление – целенаправленная деятельность (воздействие на объект с целью получения желаемого результата).
Предприятие – большая и сложная система (существует человеческий фактор и неопределенность взаимодействия с внешней средой)
Цели создания предприятия:
- Получение прибыли
- Дальнейшая продажа
Предприятие = совокупность ресурсов (материальных, финансовых, трудовых, информационных и др.) + система управления ресурсами.
Информационная подсистема: сбор и анализ информации о состоянии и поведении объекта управления (учетные подсистемы – бухучет, финучет, управленческий учет и т д)
Управляющая подсистема: принятие управленческих решений и их исполнение (автоматизированная система + лица принимающие решения)
Объект управления – ресурсы предприятия: энергетические, материальные, людские (трудовые), информационные.
Внешняя среда – рынок, экономическая инфраструктура, государство, социальная среда
Три субъекта: клиенты, поставщики, государство.
Предприятие как объект управления:
- Состав и структура ресурсов
- Целевые показатели ( количественные характеристики, к которым предприятие должно стремиться)
- Основные бизнес-процессы
Управляющая подсистема:
- Организационная и финансовая структуры (Центры Финансовой Ответственности и т д)
- Показатели эффективности
- Механизмы управления
Информационная подсистема:
- Состав объектов учета и анализа
- Критерии наблюдаемости (доля тех характеристик объекта которые мы можем наблюдать по отношению к тем, которые нам нужны) Полной наблюдаемости на предприятии нет!
- Документопотоки (каналы передачи информации)
Показатели качества управления:
Эффективность = отношение полученного результата к затраченным ресурсам
Управляемость = скорость реализации управленческих воздействий и степень их искажения
Наблюдаемость = полнота и достоверность информации, необходимой для принятия решений
Устойчивость = стабильность показателей при изменении внешних условий
Основные элементы процессов управления: прогнозирование, планирование, учет, контроль, мониторинг показателей, анализ эффективности.
Прогнозирование – предсказание того, как будет себя вести внешняя среда.
Планирование – то, как будет действовать предприятие, задание целей, которые надо достичь, то как предприятие ответит на поведение внешней среды.
Учет – наблюдение за показателями деятельности предприятия (он может быть «посмертным» - по итогам деятельности).
Контроль – сравнение фактического результата с запланированным (поиск отклонений).
Мониторинг – тот же учет, но отслеживание в режиме реального времени.
Анализ эффективности – более сложный анализ показателей (смотрим динамику, строим прогнозы).
Способы управления. Управление по отклонениям и адаптивное управление.
Регулирование = управление по отклонениям
Способ управления, который предполагает сохранение неизменными первоначальных планов и бюджетов, а управляющие воздействия при этом направлены на устранение отклонений текущих значений показателей от плановых.
Прост в реализации, но может привести к неэффективному расходованию ресурсов.
Адаптивное управление = выбор оптимального способа достижения цели
Способ управления, при котором сохраняются неизменными целевые показатели, а текущие (краткосрочные и среднесрочные) планы и бюджеты при наличии отклонений могут быть скорректированы.
Сложно реализовать(в чистом виде нет), но дает возможность оптимально расходовать ресурсы.
Управление по целям + оперативная обратная связь в режиме реального времени (разрешается корректировать текущие планы, если они мешают достижению запланированных целей)
Само понятие “адаптивное управление” мы взяли из теории управления сложными техническими системами. Различают два основных способа управления:
- управление по отклонениям, которое называется регулированием;
- управление по целям, которое называют адаптивным управлением.
Применительно к управлению предприятием эти способы означают, что в первом случае заранее разрабатываются планы деятельности предприятия и смысл управления сводится к тому, чтобы уменьшить отклонения от этих планов, а во втором случае достигнутые текущие результаты регулярно сравниваются с целевыми показателями и управленческие решения направляются на то, чтобы уменьшить отклонения от целей.
Другими словами, адаптивное управление – это выбор оптимального способа достижения цели, это способ управления, при котором сохраняются неизменными целевые показатели, а текущие, краткосрочные и сред- несрочные планы и бюджеты при наличии отклонений могут быть скорректированы. Адаптивное управление требует наличия трех инструментов:
- инструмента прогнозирования, чтобы можно было оперативно оценивать, к каким результатам (напри- мер, к каким финансовым показателям) приведет текущее состояние дел на предприятии;
- инструмента корректировки планов, чтобы можно было оперативно менять устаревшие планы, если они перестали “продвигать” предприятие к цели;
- обратной связи с текущими результатами деятельности, то есть системы оперативного управленческого учета.
Комментарии
Владимир