"Деньгами надо управлять, а не служить им."
Сенека

Зарплатные обещания: кто же "озолотит" учителя?

Помнится, три года назад, открывая в январе 2010-го в Санкт-Петербурге Год учителя, президент назвал две основные причины, почему молодые педагоги не идут в школу - низкий социальный статус и зарплата, которая наглядно его отражает.

Поэтому в педагогических коллективах сейчас не больше 7-12% молодых учителей. А после окончания вузов приходит еще меньше - всего 5% выпускников. Школы  катастрофически «стареют», увлекая вниз качество обучения. Всё в точном соответствии с поговоркой «Борода уму не замена».

Этот неутешительный вывод подтверждает и международное исследование, проведенное при участии российского Института развития образования (ИРО). Были протестированы педагоги-математики 17 государств, в том числе высокоразвитых.

По словам директора ИРО Ирины Абанкиной, молодые российские учителя набрали 540 баллов из 1000 возможных, пропустив вперед только коллег из Сингапура. Что касается педагогов постарше, то они уступают начинающим коллегам в два раза.

То есть школу нужно срочно «омолаживать». Но как это сделать, никто не знает, потому что в школах практически нет вакансий. По данным ИРО, педагогические вузы ежегодно готовят примерно 120 тыс. учителей, в то время как количество свободных рабочих мест в школах за последние четыре года сократилось с 40 тыс. до 2-х тысяч.

Омолаживать - значит, старым педагогам нужно предложить такую пенсию и льготы,  чтобы они охотно освобождали места, а не пытались удержаться на них всеми правдами и неправдами,  молодых же - обеспечить жильем, достойной зарплатой и местами в детсадах. Но жильем сейчас обеспечивают в меру возможностей местных бюджетов, то есть почти никак, ипотека же молодым не по карману. Детсады и ясли на селе исчезли. А более-менее сносную зарплату лишь обещают, обещают, обещают…

Причем в этих обещаниях, кажется, запутались уже и сами инициаторы. Так, еще три года назад президент дал поручение ввести новую систему оплаты труда учителей в течение ближайших трех лет. Срок вышел – и что? Вслед за президентом повысить зарплату на 30% пообещал премьер-министр. Затем то же самое обещание было включено в партийную программу «Единой России». А в ряде регионов (например, в Псковской области) параллельно обкатывают НСОТ (новую  систему оплаты труда  бюджетников), в число которых входят и учителя. Но пока этой «обкатке» конца-края не видно.

Может, пора определиться, наконец, кто все-таки «озолотит» школу?

Добавить комментарий

НОВЫЕ СТАТЬИ ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ
  • Теория позднего модерна Ю.Хабермаса: процессы «колонизации жизненного мира».

    Хабермас рассматривает современность как «незаконченный проект». Центральной проблемой продолжает оставаться рациональность. Утопическая цель заключается в том, чтобы максимально рационализировать так называемые им «систему», так и «жизненный мир».  Т.е. есть «Система» – это государство и экономика (они действуют стратегически и рационально) И есть «Жизненный мир» – это частная жизнь людей и гражданское общество (они коммуникативны и подвержены морали).

  • Теория радикализированного модерна Гидденса

    Гидденс характеризует современную эпоху как радикализированный модерн, главной чертой которого является рефлексивность

    Гидденс рассматривает современность как «сокрушительную силу», которая, в некоторой степени, не управляема.

  • Глобализация и упадок социальных институтов модерна Э.Гидденса

    Глобализация стала важнейшей проблемой для современной социологии.  У Гидденса есть краткое определение глобализации: «Я определяю её как действие на расстоянии».  Или более развёрнутая дефиниция: «Глобализация есть интенсификация социальных отношений всемирного масштаба, которые связывают удалённые локальности таким образом, что события, происходящие в одном месте, формируются тем, что происходит за много миль от них, и наоборот». Глобализация Э. Гидденсом трактуется как естественное продолжение изначальных тенденций модернити. Глобализация по Гидденсу имеет пять составляющих:

  • Теории становления модерна в современной социологической теории

                Теории модерна в современной социологической теории появляются после теорий постмодерна как ответная реакция, на эти теории. Все теории модерна говорят о том, что, несмотря на появление «новой понятийности» и знаний, общество по-прежнему функционирует, опираясь на принципы эпохи просвещения. Модерн никуда не исчез и не заменен постмодерном! Общества по-прежнему классовые, капиталистические, индустриальные, промышленные, демократические,массовые, оформленные в национальные государства. Современные общества представляют собой «новый модерн», «исчерпанный модерн», «радикализированный модерн», «поздний модерн», но все же МОДЕРН.

  • Постмодернистская социология конца XX века.

     Концептуализация современности в постмодернистской социологии, осуществляющаяся через анализ изменения природы и функций научного знания, оформляет исследование природы «социального» и его трансформации и создание теории социального, где «социальное» - это масса, сопротивляющаяся любому упорядочиванию, любому социально трансформирующему разуму. Теория бесконечных «сетей взаимодействий», в которые «пойман» индивид, сопротивляющийся любой упорядоченности, - вот образ социального и общества постмодернистской  мысли.

  • Системная теория Н.Лумана. Основные понятия.

              Никлас Луман рассматривает общество как систему  или "Общество общества". теория Теория Лумана описывает процесс возникновения «Мирового общества» в качестве осевого для социального развития западной цивилизации как таковой.

                Луман использует такие универсальные - как для естественных, так и для социальных наук - ключевые понятия как аутопойесис, бифуркация, биологическая эволюция, хаос, система и функция, информация и коммуникация и описывает динамику эволюционирования всех важнейших сфер общества: Право и Политику, Науку и Образование, Религию и Искусство, Экономику и Любовь.

  • Теория конструктивистского структурализма П. Бурдье.

    П. Бурдье предложил использовать одновременно два принципиальных подхода при изучении социальных реалий.

    Первый - структурализм, который им реализуется в виде принципа двойного структурирование социальной реальности: а) в социальной системе существуют объективные структуры, независящие от сознания и воли людей, которые способны стимулировать те или иные действия и стремления людей; б) сами структуры создаются социальными практиками агентов.