Как завлечь вузовского выпускника в село
Направлять принудительно по распределению - закон не позволяет. Добровольно же никто не едет: жилье не дают, а строиться самому не на что - зарплата нищенская, ипотека грабительская. И самое главное, нет перспективы в решении этих проблем…
Помнится, как депутат Госдумы от Псковской области Виктор Антонов с народом общался. Народ представляли учителя одной из средних школ сельской глубинки. Некоторые впечатления от ее посещения стали для депутата настоящим открытием.
Деревня давно деградирует. Если в нее не будет влита «свежая кровь», там скоро могут остаться, мягко выражаясь, люди с крайне низким уровнем интеллекта, способные выполнять разве что самую неквалифицированную физическую работу.
«Посмотрите, кого мы учим, - говорил молодой преподаватель биологии. – Умные уже давно уехали в Санкт-Петербург или его окрестности. А мы учим тут… что осталось».
Молодого учителя поддержала учительница постарше: «У нас теперь в основном учатся дети тех, кого мы в свое время невероятными усилиями тянули из класса в класс».
Депутату Госдумы не оставалось ничего другого, как растерянно удивиться: мол, он впервые об этом слышит. Дескать, конечно, «естественный отбор» действует и на людей, но чтобы до такой степени!?
Увы, но нищета, пьянство и беспросветное будущее медленно, но верно делают свое черное дело. Это был вынужден подтвердить и глава района. Когда он в советское время начал работать председателем райисполкома, в районе насчитывалось 24 тысячи человек. Но не прошло и полтора десятка лет, и от этих 24 тысяч не осталось и 14 тысяч.
Как выкарабкиваться из этой «ужасной», по оценке депутата, ситуации, он не знает. Нет пока внятной стратегии и у государства. Бодрые же пресс-конференции первых лиц не дают ответов даже на самые простые вопросы сельчан. Создается ощущение, что «наверху» никого и ничего не слышат, живя в каком-то своем, замкнутом мире. Не там ли берут начало многие нелепые законы и правила?
Взять, например, сельскую надбавку. По словам директора школы, сейчас в школе немало детей, которые требуют в несколько раз больше внимания, а значит и работы, чем городские. Но некому. Таких специалистов просто сократили, чтобы не выплачивать эту надбавку и сэкономить фонд оплаты труда.
А сама зарплата? Вроде бы стала повыше - от 9 до 17 тысяч рублей в зависимости от нагрузки. Но тут же рядом сидит молодая учительница, которая, имея полставки, получает со всеми надбавками (вы не поверите) 4 тысячи рублей! Как объяснила она свою живучесть, без поддержки родителей, с которыми она живет, ей было бы просто не выжить.
Еще одна «заморочка», которая губит сельскую школу, по мнению учителей, это подушевое финансирование. Этот норматив рассчитывается исходя из возможностей бюджета, а не из потребностей школ.
И тут (невиданное дело!) учителей поддержал даже глава района. По его словам выходило, что для сельской школы нет ничего страшнее, чем это подушевое финансирование. Уменьшается население – снижают финансирование и сокращают услугу, в результате человек уезжает в более крупный населённый пункт, где эту услугу оказывают. И с годами этот финансовый торнадо закручивается все быстрее – скоро всё население района туда засосет…
И такие нелепицы - сплошь да рядом. На «любовь» каких избирателей надеется партия власти?