"Везучие живут с деньгами, невезучие - без, а негодяи - для."
Ж.Элгози

Защита прав предпринимателей: без революций, но решительно

На недавних встречах с уполномоченным по защите прав предпринимателей Петром Слепченко представители деловых кругов Псковской области в один голос утверждали, что чиновники "как кошмарили бизнес, так и кошмарят", а законы и подзаконные акты подчас "конструируются" так, что нередко только способствуют произволу. Однако скоро эта ситуация должна измениться к лучшему. Как обещает Агентство стратегических инициатив (АСИ), которое готовит "дорожные карты" по улучшению инвестклимата, уже к 2018 году Россия по условиям ведения бизнеса должна переместиться в мировом рейтинге из второй сотни стран сразу во вторую десятку. Благодаря чему станет возможен такой прорыв?

Помогут система и вертикаль

Обложив красными флажками бизнес, государство само попало в тупик. Какой рейтинг ни возьми, характеризующий условия ведения бизнеса, Россия в любом находится на задворках. Это отпугивает инвесторов, сужает налогооблагаемую базу, тормозит инновации и в конечном итоге мешает развиваться экономике и решать социальные задачи. На октябрьском заседании Госсовета одной из основных причин такого положения вещей президент Владимир Путин назвал произвол и коррумпированность чиновников. Разрушить этот беспредел призваны меры системного характера.

На них обратил внимание предпринимателей на одной из первых встреч с региональным бизнес-омбудсменом председатель госкомитета Псковской области по экономическому развитию Дмитрий Равикович. Он заметил, что создание Агентства стратегических инициатив, институтов инвестиционных уполномоченных при полпредствах и уполномоченных по правам предпринимателей в центре и регионах -  это звенья одной цепи, свидетельствующие о наличии общей концепции и выстраивании федеральной вертикали. А это дает надежду, что новый механизм взаимодействия власти и бизнеса заработает.

При этом господин Равикович выразил надежду, что "помимо функции "пожарной команды", которая реагирует на заявления и гасит какие-то конфликтные ситуации, этот институт (уполномоченного по защите прав предпринимателей. - Авт.) возьмет на себя функции системного анализа и выработки предложений по изменению ситуации в тех или иных областях государственного регулирования, с которыми сталкиваются предприниматели".

Трудностей на этом пути будет воз и маленькая тележка. Самые главные из них вычленил на недавнем инвестиционном форуме "Сочи-2012", а затем сформулировал в открытом письме премьер-министру Дмитрию Медведеву известный израильский профессор Ицхак Адизес.

Исторические корни страха

«Я  часто выступаю в разных странах с презентациями, и если мои слайды по ошибке не соответствуют тому, что я говорю, то в США мне об этом скажут минут через 10 - деликатно и с уважением, в Израиле - через 30 секунд начинают кричать «идиот», в России же покорно дослушивают до конца - в зале тишина. Здесь, в России, когда заходит любой начальник, то все сразу же притихают. Это все-таки не дисциплина, это - страх».

Профессор считает, что у предпринимательского страха в России две причины. Первая - воспоминания о прошлом. Эпоха сталинизма, по мнению  Ицхака Адизеса, создала атмосферу подозрительности и страха, в которой люди живут до сих пор. Увы, но эта атмосфера до сих пор подогревается самой властью, которая считает, что без нагнетания страха управлять такой громадной по территории и сложной по устройству страной, как Россия, невозможно.

«Изучая проблемы России, я заметил, что люди здесь в первую очередь задаются вопросом: «КТО виноват? КТО ошибся?». И почти все время уходит на то, чтобы разобраться не в том, КАК решить проблему, а в том, КТО ее создал. Часто это превращается в охоту на ведьм».

Вторая причина: все - потенциальные преступники. «Когда страна, как Россия, переживает много изменений, правительство издает много новых законов. По одному и тому же случаю плюс к старым законам появляются новые, часто они противоречат друг другу. В итоге предприниматели просто не знают всех законов, и даже если они их знают, все равно так много законов, которые противоречат друг другу, что трудно определенно знать, что правильно и законно, а что нет. В результате все бизнесмены в чем-то виноваты, и часто они даже не знают, в чем именно. И если чиновники решают кого-либо засудить, неважно по какой причине, то они всегда могут найти повод - нарушение какого-либо из многочисленных и противоречащих друг другу законов и посадить предпринимателя за решетку».

Профессор предлагает навести порядок в законах. «Это будет правильным шагом в правильном направлении - убрать страх, потому что тогда будет яснее, за что предприниматель несёт ответственность, а за что нет. Но это даже даст больше. Это существенно снизит коррупцию, потому что неуправляемая бюрократия провоцирует извлекать выгоду из беспорядка, беря взятки для того, чтобы система работала".

Резюмируя свои соображения, профессор в заключение письма замечает: "Сейчас Вы боретесь с коррупцией путем преследования виновных. Это все равно, что убивать комаров. Вместо того чтобы убивать комаров, осушите болото, в котором они разводятся».

Прислушаются ли к советам умного еврея на самой верхушке российской власти? Впрочем, если даже прислушаются, осушение коррупционного болота займет не одно десятилетие. Но бизнесу хочется развернуться сейчас. Как быть? Разворачиваться мелкими шажками, или, как предлагает бизнес-омбудсмен Петр Слепченко, идти по пути "настроек и корректировок" взаимоотношений власти и бизнеса.

"У нас страна не бизнес-ориентированная, - аргументировал свою позицию Петр Слепченко на встрече с предпринимателями. - Требуются настройка и корректировка системы, для чего этот институт и вводится". Такой же подход исповедуют в Агентстве стратегических исследований. Что там предлагают?

На правильный путь выведут "дорожные карты"

По словам гендиректора АСИ Андрея Никитина, уже в ближайшее время на заседание наблюдательного совета будет вынесена "дорожная карта" по упрощению процедуры регистрации предприятий и подачи отчетности. Она позволит России уже через 2-3 года войти в двадцатку стран по срокам регистрации нового бизнеса.

Впрочем, и сейчас налоговая служба уже нередко укладывается в свои 5 дней, которые у нее есть по закону. А вот дальше возникают заморочки. На оформление других документов в банках и фондах предприниматель нередко тратит до месяца, за что Россию и ругают эксперты. "Дорожная карта" предусматривает перевод всего этого документооборота в электронный вид. И тогда предприниматель сможет выполнить все процедуры, связанные с открытием нового дела, всего за 5-6 дней.

Так же через 2-3 года должна ускориться другая процедура - получение разрешения на строительство. "Дорожная карта" по улучшению этого индикатора уже принята и реализуется, но решение проблемы сдерживает то, что в стране не до конца откадастрированы земли. Однако Андрей Никитин рассчитывает, что эта работа закончится в ближайшие год-два.

Другая проблема посложнее и заключается в "самодеятельности" регионов. В России до сих пор нет единого исчерпывающего перечня  документов для выдачи разрешения на строительство. Каждый регион к федеральному списку добавляет кучу своих "хотелок". В результате, чем больше документов, тем больше у чиновника административных рычагов для коррупционных возможностей. Согласно недавно проведенному Минэкономразвития исследованию, для получения разрешения на строительство среднестатистическому российскому инвестору необходимо пройти 51 административную процедуру, на что уходит 423 дня. 

"В "дорожной карте" мы этот список ограничиваем, и где-то года за два сделаем эти правила полностью прозрачными и однозначно толкуемыми. А серьезные улучшения, я думаю, будут где-то к третьему году", - уверен гендиректор АСИ.

Серьезные подвижки ожидаются по такому индикатору, как подключение к системе электроснабжения (по нему Россия находится на предпоследнем месте: требуется пройти 10 процедур и потратить в среднем 281 день, есть случаи, когда обычные закусочные не могут подключиться к электросети годами!). В этом направлении "дорожная карта" тоже уже работает.

По словам Андрея Никитина, уже в следующем году небольшие предприятия малого бизнеса получат все возможности для быстрого подключения на ту мощность, которая им нужна. Для среднего бизнеса решение этой задачи растянется примерно на три года. Дело в том, что "середнячки" хотят бесплатного подключения и часто заявляют сумасшедшие мощности. Сетевые компании строят под эти заявки дорогостоящие линии, а потом оказывается, что заявленная мощность не выбирается. Поэтому, считает гендиректор АСИ, должен быть такой принцип: "заявил - плати за все", иначе эта разница ляжет в тариф населению. А оно и без того стонет от непомерных тарифов.

Обещает АСИ прорывные решения и по таким важным для бизнеса параметрам, как "регистрация собственности" и "получение кредитов и защита инвесторов". По первому серьезные улучшения должны быть видны уже в течение 2013 года, а кредитами и защитой инвесторов АСИ планирует заняться в начале следующего года.

А вот с улучшением таких индикаторов, как налогообложение, обеспечение исполнения контрактов, международная торговля и банкротство, будут большие проблемы. Придется преодолеть сопротивление таких могущественных ведомств, как Минфин, ФТС, Минтранс, Россельхознадзор, Роспотребнадзор и т. д. Как замечает гендиректор АСИ, "здесь борьба будет сложной, но будем все усилия прилагать, чтобы ускорить эти процессы".

Ускоряться вынуждает все более обостряющаяся конкуренция на международном рынке, в том числе в рамках Таможенного союза. Инвесторов стало меньше, а желающих получить их больше, поэтому другие страны будут двигаться еще быстрее по улучшению своих показателей по условиям ведения бизнеса. Например, в Казахстане и Белоруссии уже сейчас вести бизнес легче, чем в России. В результате инвесторы уходят к партнерам по ТС, строят там предприятия и завозят товар в Россию. Россия при этом лишается новых рабочих мест, налогов, современной инфраструктуры.

Начать решено с муниципалитетов

Госструктуры, конечно, всячески сопротивляются потере "лишних" рычагов влияния на бизнес. Тут гендиректор АСИ прав. Неспроста же разгорелась такая острая борьба вокруг полномочий бизнес-омбудсмена при президенте РФ. Однако Борису Титову, который сейчас занимает этот пост, удалось отстоять ключевые положения законопроекта о своих полномочиях. Но проект это всего лишь проект, к тому же он не прошел в Госдуме даже первого чтения. Так что возможны сюрпризы.

Основные споры разгорелись вокруг двух моментов: права федерального бизнес-омбудсмена приостанавливать нормативные акты федеральных и региональных органов власти (Минэкономразвития сочло такие полномочия чрезмерными) и права назначать себе   общественных помощников. В результате остановились на компромиссных вариантах.

Приостановку нормативных актов федеральных и региональных органов власти заменили на приостанавку актов муниципальных органов власти, да и то, если они создают "угрозу причинения убытков субъектам малого и среднего предпринимательства". Причем решение о приостановке может быть принято "только в том случае, если соответствующая просьба прямо указана в жалобе субъекта предпринимательской деятельности".

В общем, бизнес-омбудсмена опустили на землю, поручив ему навести порядок пока лишь на муниципальном уровне. Но, может быть, и правильно. Сейчас предприниматель на местах (а именно там и работает подавляющее большинство) практически вообще не защищен от произвола. "Как только мы сломаем административные барьеры, Россия сразу же поднимется в мировом рейтинге инвестиционной привлекательности со 120-го места на 30-е, - утверждает заместитель полпреда президента в ПФО, инвеступолномоченный Галина Изотова. - Ведь около 80% проблем в этой сфере - на муниципальном уровне".  

Что касается ущемления прав предпринимателей на региональном и федеральном уровне, за бизнес-омбудсменом оставили право направлять президенту мотивированные предложения о приостановке действия актов глав субъектов РФ, а в Минюст - предложения об отмене принятых федеральными органами исполнительной власти нормативных правовых актов (с аналогичным  предложением в Минэкономразвития). А это тоже немало. По крайней мере, теперь губернаторы и федеральные органы исполнительной власти станут принимать свои решения с оглядкой на омбудсмена.

Вторую норму в законопроекте удалось сохранить. Согласно ей "уполномоченный вправе назначать действующих на общественных началах помощников (омбудсменов), осуществляющих представительские и экспертные функции".

В целом законопроект закрепляет за бизнес-омбудсменом достаточно широкие полномочия. Он сможет предлагать поправки к действующему законодательству, давать заключения на законопроекты в сфере предпринимательской деятельности, требовать от госорганов по итогам рассмотрения жалоб предпринимателей принятия мер по устранению допущенных нарушений, обращаться в суд с заявлением о признании недействующим сомнительного правового акта, посещать привлеченных к уголовной ответственности предпринимателей в следственных изоляторах и учреждениях уголовно-исполнительной системы без специального разрешения.

Думается, эти полномочия омбудсмена помогут поумерить жадность чиновной братии, а со временем направить на путь истинный многих молодых людей, которые сейчас, как выразился один из членов Общественной палаты, "хотят стать госслужащими, потому что надеются, что смогут воровать бюджетные деньги и кошмарить бизнес".

Справка

Автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» создана по  поручению председателя правительства Российской Федерации Владимира Путина в мае 2011 года. В соответствии с уставом учредителем АСИ является правительство, а наблюдательный совет возглавляет лично премьер-министр, что позволяет значительно ускорять осуществление принятых решений.  

Добавить комментарий

НОВЫЕ СТАТЬИ ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ
  • Теория позднего модерна Ю.Хабермаса: процессы «колонизации жизненного мира».

    Хабермас рассматривает современность как «незаконченный проект». Центральной проблемой продолжает оставаться рациональность. Утопическая цель заключается в том, чтобы максимально рационализировать так называемые им «систему», так и «жизненный мир».  Т.е. есть «Система» – это государство и экономика (они действуют стратегически и рационально) И есть «Жизненный мир» – это частная жизнь людей и гражданское общество (они коммуникативны и подвержены морали).

  • Теория радикализированного модерна Гидденса

    Гидденс характеризует современную эпоху как радикализированный модерн, главной чертой которого является рефлексивность

    Гидденс рассматривает современность как «сокрушительную силу», которая, в некоторой степени, не управляема.

  • Глобализация и упадок социальных институтов модерна Э.Гидденса

    Глобализация стала важнейшей проблемой для современной социологии.  У Гидденса есть краткое определение глобализации: «Я определяю её как действие на расстоянии».  Или более развёрнутая дефиниция: «Глобализация есть интенсификация социальных отношений всемирного масштаба, которые связывают удалённые локальности таким образом, что события, происходящие в одном месте, формируются тем, что происходит за много миль от них, и наоборот». Глобализация Э. Гидденсом трактуется как естественное продолжение изначальных тенденций модернити. Глобализация по Гидденсу имеет пять составляющих:

  • Теории становления модерна в современной социологической теории

                Теории модерна в современной социологической теории появляются после теорий постмодерна как ответная реакция, на эти теории. Все теории модерна говорят о том, что, несмотря на появление «новой понятийности» и знаний, общество по-прежнему функционирует, опираясь на принципы эпохи просвещения. Модерн никуда не исчез и не заменен постмодерном! Общества по-прежнему классовые, капиталистические, индустриальные, промышленные, демократические,массовые, оформленные в национальные государства. Современные общества представляют собой «новый модерн», «исчерпанный модерн», «радикализированный модерн», «поздний модерн», но все же МОДЕРН.

  • Постмодернистская социология конца XX века.

     Концептуализация современности в постмодернистской социологии, осуществляющаяся через анализ изменения природы и функций научного знания, оформляет исследование природы «социального» и его трансформации и создание теории социального, где «социальное» - это масса, сопротивляющаяся любому упорядочиванию, любому социально трансформирующему разуму. Теория бесконечных «сетей взаимодействий», в которые «пойман» индивид, сопротивляющийся любой упорядоченности, - вот образ социального и общества постмодернистской  мысли.

  • Системная теория Н.Лумана. Основные понятия.

              Никлас Луман рассматривает общество как систему  или "Общество общества". теория Теория Лумана описывает процесс возникновения «Мирового общества» в качестве осевого для социального развития западной цивилизации как таковой.

                Луман использует такие универсальные - как для естественных, так и для социальных наук - ключевые понятия как аутопойесис, бифуркация, биологическая эволюция, хаос, система и функция, информация и коммуникация и описывает динамику эволюционирования всех важнейших сфер общества: Право и Политику, Науку и Образование, Религию и Искусство, Экономику и Любовь.

  • Теория конструктивистского структурализма П. Бурдье.

    П. Бурдье предложил использовать одновременно два принципиальных подхода при изучении социальных реалий.

    Первый - структурализм, который им реализуется в виде принципа двойного структурирование социальной реальности: а) в социальной системе существуют объективные структуры, независящие от сознания и воли людей, которые способны стимулировать те или иные действия и стремления людей; б) сами структуры создаются социальными практиками агентов.