Сильные и слабые стороны концепции Г.Форда
Одно из самых сильных качеств Г. Форда – это понимание значения производительности. Он стремился обеспечить своей компании автономность, а другим людям – изобилие. Последнее было отражено в его девизе: «Высокие зарплаты для создания крупных рынков». Интересы покупателей и рабочих Г. Форд ставил выше интересов акционеров.
Основным достижением Г. Форда является то, что он смог сделать автомобиль массовым средством передвижения, не прибегая к тяжелому физическому труду работников, а также способствовал общему повышению благосостояния населения Америки. Также Г. Форду удалось довести процесс индустриализации до определенного уровня зрелости.
Основными факторами, способствовавшими достижению его цели, являются:
1. масштабная механизация отрасли и глубокое разделение труда
2. вертикальная интеграция;
3. непрерывно перемещающиеся запасы;
4. представление о рабочем как о потребителе, что способствует развитию массового рынка через массовое производство и высокие зарплаты.
Г. Форду удалось максимально использовать многие достижения коммерции и техники своего времени. Он не боялся инноваций, был гибким в серьезных ситуациях. Считал, что предприятие само должно обеспечивать себя всеми необходимыми элементами производства: быть комплексным. Именно поэтому Форд налаживает свое металлургическое производство, а позже приобретает угольные шахты и железные рудники. И тем самым осуществляет контроль над продукцией на протяжении всего жизненного цикла (вертикальная интеграция).
Что касается механизации трудовых операций, Генри Форду удалось усовершенствовать изобретение Р. Олдса – конвейер, сделав его главной осью производственного процесса. Форду также удалось упростить труд, путем сведения сложных процессов к ряду простых приемов. Все процессы на его заводах были доведены до автоматизма. Бригадам не приходилось передвигаться по цеху от одного автомобиля к другому. Запчасти перемещались мимо рабочих по конвейеру, не давая человеку расслабиться, превращая его в придаток машины. Также рабочим не приходилось при работе наклоняться за инструментами. Конвейер двигался с определенной скоростью, что заставляла рабочего оперативно справляться с заданием. Выше сказанное способствовало сокращению времени производства автомобиля, без ущерба качеству, а также снижению цены на него.
Г. Форд активно использовал труд инвалидов и калек, и полагал, что тем самым решает ряд социальных проблем общества. Хотя на деле неполноценные трудоспособные люди работали лучше здоровых рабочих, так как понимали, что в другом месте они могут не получить работу вообще.
Г. Форд ввел восьмичасовой рабочий день и пятидневную рабочую неделю, при этом увеличил заработную плату на конвейере почти в 2 раза. Он установил минимальный уровень заработной платы - 30 долларов в неделю, ввел систему надбавок, уравнял женщин в оплате труда с мужчинами, активно использовал труд инвалидов и калек. Также стоит отметить, Форд стремился уменьшить стоимость изделия, увеличив при этом объемы продаж, что ему и удалось. Автомобили перестали быть предметом роскоши, и стали доступны тем, кто их производил. Это способствовало зарождению общества массового потребления.
В то же время у Форда наблюдалось отсутствие интереса и уважения к планированию, он не относился серьезно к теории менеджмента, в работе был склонен опираться на интуицию. Его действия были недальновидны и своевольны. Также Форд отдавал предпочтение рабочим без высшего образования и мало внимания уделял рекламе.
Но, несмотря на это, Г. Форд способствовал смелым и позитивным переменам. Его основанные на интуиции методы внедрения инноваций сначала активно критиковались, а затем получили признание и стали считаться неотъемлемой составляющей эффективного поведения руководителя.
Комментарии
Многим современным руководителям, стоит поучиться у Г.Форда! Один только его девиз, поражает и восхищает одновременно.
Единственное, что я лично, не разделяю из прочитанного в статье, так это мнения о Г.Форда о рекламе. Сейчас реклама, это двигатель торговли и без неё как без рук.