"Деньги — вещь очень важная. Особенно когда их нет."
Ремарк Э. М.

Вычисляем индекс цен

Среди индексов качественных показателей в рыночной экономике индексу потребительских цен принадлежит важное место. Ведь он позволяет оценить динамику, пересчитав главные показатели системы национальных счетов: национальный доход, валовой внутренний продукт и прочее.

Сначала требуется понять принцип построения индекса цен. Если надо выявить, насколько поменялась цена на конкретные товары или услуги, то требуется привести по указанным ценам некоторое количество товаров к общей стоимости. Соизмерьте вес каждого элемента - количество товара или цена. Если требуется отразить изменение цен на товары, возьмите в качестве весов количество товара. Если надо отыскать изменение количества товара, цены будут выступать весами. Определитесь, на уровне какого периода зафиксировать их - отчетный или базисный.

Чтобы отыскать индекс цен, используйте формулу Ласпейреса, тут количество товара q фиксировано на уровне базисного периода: Ip = ΣP1хQ0/ΣP0хQ0, где ΣP1хQ0 - цена продукции, реализованной в прошлом периоде (базисном) по ценам отчетного периода; ΣP0хQ0 – цена продукции в базисном периоде.

Этот индекс показывает изменение цен в отчетном периоде, если сравнивать базисным на товары, которые реализованы в базисном периоде. Другими словами индекс цен Ласпейреса показывает нам, во сколько раз стоимость товаров возросла или снизилась (период - базисный) из-за изменения цены в отчетном периоде.

Рассчитать индекс цен можно и по формуле Пааше. Тут объем реализуемого товара устанавливается на уровне отчетного периода: Ip = ΣP1хQ1/ΣP0хQ1, где ΣP1хQ1 - цена продукции в отчетном периоде; ΣP0хQ1 – стоимость товаров, которые проданы по ценам предыдущего в отчетном периоде.

Этот индекс характеризует изменение цен периода отчетного по сравнению с базисным по товару, который продавался в отчетном периоде. Другими словами, мы видим, как изменилась стоимость реализованных товаров. После 1991 года стали производить расчет индексов цен по формуле Ласпейреса, хотя индекс цен Пааше ранее активно использовали в отечественной статистике, пока страна не перешла к рыночной экономике.

Добавить комментарий

НОВЫЕ СТАТЬИ ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ
  • Теория позднего модерна Ю.Хабермаса: процессы «колонизации жизненного мира».

    Хабермас рассматривает современность как «незаконченный проект». Центральной проблемой продолжает оставаться рациональность. Утопическая цель заключается в том, чтобы максимально рационализировать так называемые им «систему», так и «жизненный мир».  Т.е. есть «Система» – это государство и экономика (они действуют стратегически и рационально) И есть «Жизненный мир» – это частная жизнь людей и гражданское общество (они коммуникативны и подвержены морали).

  • Теория радикализированного модерна Гидденса

    Гидденс характеризует современную эпоху как радикализированный модерн, главной чертой которого является рефлексивность

    Гидденс рассматривает современность как «сокрушительную силу», которая, в некоторой степени, не управляема.

  • Глобализация и упадок социальных институтов модерна Э.Гидденса

    Глобализация стала важнейшей проблемой для современной социологии.  У Гидденса есть краткое определение глобализации: «Я определяю её как действие на расстоянии».  Или более развёрнутая дефиниция: «Глобализация есть интенсификация социальных отношений всемирного масштаба, которые связывают удалённые локальности таким образом, что события, происходящие в одном месте, формируются тем, что происходит за много миль от них, и наоборот». Глобализация Э. Гидденсом трактуется как естественное продолжение изначальных тенденций модернити. Глобализация по Гидденсу имеет пять составляющих:

  • Теории становления модерна в современной социологической теории

                Теории модерна в современной социологической теории появляются после теорий постмодерна как ответная реакция, на эти теории. Все теории модерна говорят о том, что, несмотря на появление «новой понятийности» и знаний, общество по-прежнему функционирует, опираясь на принципы эпохи просвещения. Модерн никуда не исчез и не заменен постмодерном! Общества по-прежнему классовые, капиталистические, индустриальные, промышленные, демократические,массовые, оформленные в национальные государства. Современные общества представляют собой «новый модерн», «исчерпанный модерн», «радикализированный модерн», «поздний модерн», но все же МОДЕРН.

  • Постмодернистская социология конца XX века.

     Концептуализация современности в постмодернистской социологии, осуществляющаяся через анализ изменения природы и функций научного знания, оформляет исследование природы «социального» и его трансформации и создание теории социального, где «социальное» - это масса, сопротивляющаяся любому упорядочиванию, любому социально трансформирующему разуму. Теория бесконечных «сетей взаимодействий», в которые «пойман» индивид, сопротивляющийся любой упорядоченности, - вот образ социального и общества постмодернистской  мысли.

  • Системная теория Н.Лумана. Основные понятия.

              Никлас Луман рассматривает общество как систему  или "Общество общества". теория Теория Лумана описывает процесс возникновения «Мирового общества» в качестве осевого для социального развития западной цивилизации как таковой.

                Луман использует такие универсальные - как для естественных, так и для социальных наук - ключевые понятия как аутопойесис, бифуркация, биологическая эволюция, хаос, система и функция, информация и коммуникация и описывает динамику эволюционирования всех важнейших сфер общества: Право и Политику, Науку и Образование, Религию и Искусство, Экономику и Любовь.

  • Теория конструктивистского структурализма П. Бурдье.

    П. Бурдье предложил использовать одновременно два принципиальных подхода при изучении социальных реалий.

    Первый - структурализм, который им реализуется в виде принципа двойного структурирование социальной реальности: а) в социальной системе существуют объективные структуры, независящие от сознания и воли людей, которые способны стимулировать те или иные действия и стремления людей; б) сами структуры создаются социальными практиками агентов.