"Деньги как навоз: если их не разбрасывать, то от них будет мало толку."
Бэкон Ф.

Модели мотивации и их практическая реализация

В отличие от наших отечественных видов и типов мотивации, которые сформировались на системной базе, на Западе, в частности в США эти модели мотивации обычно построятся с учётом подходов к менеджменту, которые рассматривались и изучались ранее.

Книга «Основы менеджмента» разделяет все мотивационные модели на процессуальные и содержательные. Первые принято считать более современными и прогрессивными. В их основе лежит поведение людей, их восприятие и познание. К ним относятся модель справедливости, модель ожидания, модель Пертера-Лоулера. Содержательные же включают в себя модели, основывающиеся на уподоблении потребностей с мотивами, которые заставляют людей действовать в конкретном направлении (модель А.Маслоу, Мак Клелланда и Ф.Герцберга).

Прежде чем более подробно остановится на каждой модели, сначала необходимо поделиться некоторыми соображениями методологического характера. Итак, все эти модели лишены каких-либо общих оснований, так как расходятся по большому числу вопросов, крайне эклектичны. Построение всех моделей, безусловно, носит больше эволюционный, нежели революционный характер. Ту или иную модель можно использовать исключительно в конкретной ситуации, в определенной сфере управления. Их фундаментальные понятия, такие как потребность и вознаграждение, рассматриваются только с точки зрения психологии. В них почти отсутствует социальный аспект, что сводит процесс мотивации к простому побуждению.

Вот некоторые примеры моделей мотивации из зарубежных и отечественных источников.

Модель Лоуренса (также известна под названием «закон результата») заключается в том, что любой работник, однажды удовлетворив собственную потребность и интерес к содержательной и «глубокой» работе, будет пытаться в дальнейшем искать аналогичные работы и подобные задачи.

Модель Маслоу (известна как бихевиористская) гласит, что потребности, которые строятся по сценарию иерархической пирамиды, нуждаются в собственном удовлетворении начиная с самых нижних уровней, постепенно поднимаясь к высоким, чем и определяется поведение того или иного человека.

Иными словами, перед тем как потребность последующего уровня превратится в наиболее мощный определяющий фактор в человеческом поведении, необходимо установить потребность более низких уровней. Процесс поведенческой мотивации посредством потребностей бесконечен, а иерархические «этажи» потребностей не есть дискретными ступенями. Сама экономическая мотивация годна до того времени, пока потребности низшего уровня определяют поведение людей.

Модель Клелленда подобно предыдущей модели основывается исключительно на потребностях, однако здесь акцент делается на потребности самых высоких уровней (успех, власть, причастность). Так, людей, которые нуждаются во власти и успехе, представляется возможным мотивировать только постановкой таких задач, которые напрямую связаны с проявлениями лидерских качеств, воздействия, влияния, или в которых присутствует некоторая степень риска либо потенциальная возможность неудачи при условии делегирования своих полномочий, одобрения инициативы.

В основе модели Герцберга следующая трактовка: уровни удовлетворенности и недовольства, которые испытываются работником от выполненной ним работы, являются абсолютно разными величинами, определяемыми кардинально разными вещами. Совокупность факторов, которые определяют уровень удовлетворенности (успех, одобрение результатов, служебное продвижение, признание, высочайшая степень ответственности, деловой рост), Герцберг называет исключительными мотиваторами. Такие же факторы как политика фирмы, заработок, условия работы, отношение с руководителем и коллегами, степень контроля он назвал гигиеническими, которые определяют степень неудовлетворенности. Если в первом случае факторы неразрывно связаны с непосредственной работой, то во втором - со средой, которая эту работу окружает.

Модель Б.Скнннера можно выразить формулой: если управленец стремится трансформировать поведенческие параметры своих подчиненных, он обязан убедить их в том, что то или иное их поведение неизбежно повлечет за собой конкретные последствия, выраженные в виде наказания либо награждения. В данной модели фундаментальное значение имеет система так называемых обратной связи, которая нацелена на систематическое информирование сотрудников о прямой взаимосвязи между их поведением и неотвратимыми последствиями, которые с ними ассоциируются.

Основными составляющими таких «потребностных» моделей принято считать цели, потребности и мотивация, связанная с этими потребностями. В последствии эта потребность преобразовывается в поведение, которое направлено на реализацию цели, которые в свою очередь заключаются в удовлетворении возникшей потребности.

Модель ожиданий Врума гласит о том, что присутствие активной потребности не может расцениваться как единственное необходимое условие человеческой мотивации при достижении поставленной цели. Интенсивность мотивации выражена в степени человеческих желаний реализовать поведение. Учитывая усиление либо ослабление такого желания, варьируется и интенсивность мотивации.

Модель  Портера базируется на предположении, что любые потребности вызываются поведением вместе с усилиями, которые человек тратит на достижение заветной цели. Человек, прежде всего, оценивает потенциальное вознаграждение, которое он получит в результате реализации собственных усилий. 

Добавить комментарий

НОВЫЕ СТАТЬИ ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ
  • Теория позднего модерна Ю.Хабермаса: процессы «колонизации жизненного мира».

    Хабермас рассматривает современность как «незаконченный проект». Центральной проблемой продолжает оставаться рациональность. Утопическая цель заключается в том, чтобы максимально рационализировать так называемые им «систему», так и «жизненный мир».  Т.е. есть «Система» – это государство и экономика (они действуют стратегически и рационально) И есть «Жизненный мир» – это частная жизнь людей и гражданское общество (они коммуникативны и подвержены морали).

  • Теория радикализированного модерна Гидденса

    Гидденс характеризует современную эпоху как радикализированный модерн, главной чертой которого является рефлексивность

    Гидденс рассматривает современность как «сокрушительную силу», которая, в некоторой степени, не управляема.

  • Глобализация и упадок социальных институтов модерна Э.Гидденса

    Глобализация стала важнейшей проблемой для современной социологии.  У Гидденса есть краткое определение глобализации: «Я определяю её как действие на расстоянии».  Или более развёрнутая дефиниция: «Глобализация есть интенсификация социальных отношений всемирного масштаба, которые связывают удалённые локальности таким образом, что события, происходящие в одном месте, формируются тем, что происходит за много миль от них, и наоборот». Глобализация Э. Гидденсом трактуется как естественное продолжение изначальных тенденций модернити. Глобализация по Гидденсу имеет пять составляющих:

  • Теории становления модерна в современной социологической теории

                Теории модерна в современной социологической теории появляются после теорий постмодерна как ответная реакция, на эти теории. Все теории модерна говорят о том, что, несмотря на появление «новой понятийности» и знаний, общество по-прежнему функционирует, опираясь на принципы эпохи просвещения. Модерн никуда не исчез и не заменен постмодерном! Общества по-прежнему классовые, капиталистические, индустриальные, промышленные, демократические,массовые, оформленные в национальные государства. Современные общества представляют собой «новый модерн», «исчерпанный модерн», «радикализированный модерн», «поздний модерн», но все же МОДЕРН.

  • Постмодернистская социология конца XX века.

     Концептуализация современности в постмодернистской социологии, осуществляющаяся через анализ изменения природы и функций научного знания, оформляет исследование природы «социального» и его трансформации и создание теории социального, где «социальное» - это масса, сопротивляющаяся любому упорядочиванию, любому социально трансформирующему разуму. Теория бесконечных «сетей взаимодействий», в которые «пойман» индивид, сопротивляющийся любой упорядоченности, - вот образ социального и общества постмодернистской  мысли.

  • Системная теория Н.Лумана. Основные понятия.

              Никлас Луман рассматривает общество как систему  или "Общество общества". теория Теория Лумана описывает процесс возникновения «Мирового общества» в качестве осевого для социального развития западной цивилизации как таковой.

                Луман использует такие универсальные - как для естественных, так и для социальных наук - ключевые понятия как аутопойесис, бифуркация, биологическая эволюция, хаос, система и функция, информация и коммуникация и описывает динамику эволюционирования всех важнейших сфер общества: Право и Политику, Науку и Образование, Религию и Искусство, Экономику и Любовь.

  • Теория конструктивистского структурализма П. Бурдье.

    П. Бурдье предложил использовать одновременно два принципиальных подхода при изучении социальных реалий.

    Первый - структурализм, который им реализуется в виде принципа двойного структурирование социальной реальности: а) в социальной системе существуют объективные структуры, независящие от сознания и воли людей, которые способны стимулировать те или иные действия и стремления людей; б) сами структуры создаются социальными практиками агентов.