Кредитное регулирование
Кредитное регулирование обеспечивает две задачи:
-
предупреждение банкротства банков, воспрепятствование принятию на себя чрезмерных рисков, которые несопоставимы с собственными средствами, а также долгосрочными ресурсами;
-
сдерживание инфляции, препятствование созданию избыточной массы безналичных денег.
В любой стране кредитное регулирование осуществляет эмиссионный банк, при необходимости привлекая другие органы власти. Методы различны в зависимости от страны, но в целом одновременно используются три инструмента: коэффициенты, процентные ставки, обязательные резервы. Иногда к ним добавляется четвертый инструмент — количественное ограничение кредита.
Чтобы оценить покрытие рисков в развитых странах, основываясь рекомендациями Банка международных расчетов, принято вести коэффициент Кука, который не должен оказаться на отметке ниже 8%. Он представляет собой такое отношение:
-
в числителе отражены личные средства банка: уставный капитал, его резервы, и порой выпущенные им инвестиционные ценные бумаги вместе с субординированными бессрочными ценными бумагами;
-
в знаменателе — всевозможные риски банка: средний риск по реальным кредитам (всеми клиентами и прочими банками), а также внебалансовым обязательствам.
Процентные ставки эмиссионный банк может регулировать путем объявления ставок, по которым он готов рефинансировать банки либо в форме учета векселей, либо в форме ссуд под ценные бумаги. В настоящее время Франция и многие другие страны предпочитают политику открытого рынка, потому что она позволяет эмиссионному банку проводить регулирующие мероприятия тогда, когда он сочтет это нужным, не будучи связанным ранее взятыми на себя обязательствами. В любом случае ставки по операциям эмиссионного банка на открытом рынке оказывают определенное влияние на те ставки, по которым банки привлекают средства (кредитные ставки) и выдают кредиты (дебитовые ставки), а это непосредственно отражается на объеме кредита.
Но из-за побочных эффектов использование этого инструмента требует осторожности: повышение кредитных ставок привлечет в страну еще больше иностранного капитала, а рост дебетных — приведет к увеличению одного из элементов себестоимости, то есть будет подталкивать инфляцию, сдерживание которой — одна из задач регулирования. Кроме того, в самом благоприятном случае регулирование процентных ставок может дать антиинфляционный эффект, но оно не может предотвратить банкротства банков, поэтому его одного не достаточно для обеспечения кредитного регулирования на удовлетворительном уровне.
Как известно, каждый банк имеет счет в эмиссионном банке. Это счет до востребования, по которому не начисляется процент; на нем ежедневно отражаются сальдо по межбанковскому клирингу, операции банка на денежном рынке, покупка или продажа наличных денег. Средний остаток счета за достаточно длительный период (месяц или квартал) может рассматриваться как резерв банка в эмиссионном банке. Система обязательных резервов означает установление для каждого банка в зависимости от его ресурсов и, возможно, от размещенных им средств минимальной суммы, которую он должен держать в качестве резерва. На конец 1990 года в этот минимум включалось: 5% остатка по счетам до востребования, 2% —по счетам со сберегательной книжкой, 0,5%—по срочным депозитам или депозитным сертификатам сроком менее двух лет.
Вполне понятно, почему банки должны создавать резервы по своим ресурсам, в основном по счетам до востребования: чтобы быть в состоянии без задержки удовлетворять требования о платежах; это — фактор, обеспечивающий надежностъ. Одновременно это и антиинфляционный рычаг, в той мере, в какой создание резервов сдерживает кредитную эмиссию и увеличивает себестоимость кредита. Обязательные резервы могут также рассматриваться как взносы банков, произведенные эмиссионному банку: для замещения капиталов, помещенных в эмиссионный банк на безвозмездной основе, банки вынуждены просить эмиссионный банк о платном рефинансировании.
До 1986 года обязательные резервы также устанавливались (хотя и по меньшим ставкам) для размещенных банком средств. Тем самым система обязательных резервов распространялась на все банковское сообщество, а не только на те банки, которые владели широкой сетью отделений для привлечения средств.
Ранее применялась такая форма ограничения кредита по объему, как квотирование учета векселей. За пределами установленной для каждого банка квоты эмиссионный банк принимал к учету векселя только по запретительным ставкам. Но это не мешало банку искать другие источники рефинансирования на денежном рынке.
Этот метод не используется с тех пор, как учетную политику сменила политика открытого рынка. Но тогда в некоторых странах появилась, а во Франции существовала до 1986 года новая форма ограничений кредита по объему, гораздо более жесткая, поскольку охватывались все кредиты, как рефинансируемые, так и нет: из года в год общая сумма кредитов, выданных банком, не должна была возрастать более чем на определенный процент; любое превышение наказывалось отчислениями в обязательный резерв по повышенным нормативам.
Несмотря на исключения и особые случаи, такое количественное ограничение оказалось весьма эффективным методом кредитного регулирования. Его главный недостаток — в закреплении сложившейся ситуации, так как объем деятельности каждого банка очерчивался достигнутым в прошлом.
Совсем по-другому обстоит дело с кредитным регулированием рынка евровалют. С одной стороны, евробанки не особо интересуют власти страны пребывания, потому что они, по определению, проводят операции в иностранной валюте. С другой стороны, в международных масштабах их способность к кредитной эмиссии не создает более или менее серьезных последствий, потому что привлеченные на еврорынке суммы редко размещаются на том же рынке; эти банки не усиливают инфляцию. Короче говоря, никому бы и в голову не пришло контролировать рынок евровалют, если бы не волна банкротств в этой сфере в 1974-м, а затем в 1982 году. Эксперты Группы десяти (то есть десяти самых богатых стран — членов Международного валютного фонда плюс Швейцария), столкнувшись с этой проблемой, подготовили в 1975 году Базельскую конвенцию, которая в 1983 году была дополнена и принята большим числом стран.
В данном случае речь идет не о том, чтобы ввести какие-либо коэффициенты или четкие правила, просто за каждым евробанком должен быть установлен минимальный контроль. Базельская конвенция однозначно подтвердила ответственность принимающей страны, но если евро-банк является отделением или филиалом иностранного банка, то и ответственность страны происхождения. Так, не должно проводиться ни одной крупной операции, которая не подпадала бы под контроль на том или ином уровне. Для облегчения задачи многие страны требуют от банков представления консолидированных балансов, в которые были бы включены все их зарубежные филиалы.