Рынок евровалют
Некая французская фирма располагает счетом в долларах в американском банке. Существует множество различного рода причин, по которым она вправе перевести доллары в какой-нибудь европейский банк: с ним гораздо легче поддерживать связь (по причине территориальной близости, полного отсутствия временной разницы), исчезают некоторые таможенные и налоговые барьеры.
Ее выбор может пасть на банк любой европейской страны, в том числе и Франции (главное чтобы валютное законодательство государства позволяло ей обзавестись счетом в долларах). С учетом особой активности в данном вопросе лондонского Сити, предположим для примера, что эта фирма остановилась на английском банке. Итак, фирма из Франции открыла счет в Лондоне с целью перевода на него своих долларов. В дальнейшем эти доллары будут считаться «евродолларами», однако от этого они будут оставаться все теми же настоящими долларами. Английский банк просто в данных обстоятельствах, который выступает в роли так называемого «евробанка», как бы окажется между французской фирмой и американским банком: будет кредитовать данный счет фирмы на сумму, которую занесут в графу кредита счета в американском банке.
Таким же образом английский банк может открыть счета в долларах другим клиентам, фирмам или частным лицам из Франции, Великобритании, Соединенных Штатов Америки и любой другой страны. Как и всякий уважающий себя банк, он направит привлеченные депозиты на предоставление кредитов, которые повлекут за собой новые депозиты, также в долларах. Короче говоря, местонахождение в Лондоне не помешает английскому банку принять участие в долларовой кредитной эмиссии наравне с американским банком; количество евродолларов будет увеличиваться, и от этого они не перестанут быть настоящими долларами.
Конечно, чаще всего в международных расчетах применяется доллар, но его монополия не абсолютна. Так же как одни операции проводятся в евродолларах, другие могут быть в евродойчемарках, евроиенах, швейцарских еврофранках, а при необходимости и во французских еврофранках. Поэтому говорят о евровалютах в целом. Это название утратило первоначальный смысл, потому что рынок евровалют не локализован в Лондоне и других европейских банковских центрах, он также на Дальнем Востоке и во многих регионах мира.
Можно дать следующее определение: евровалюты — это помещенные в банк авуары в конвертируемой валюте, которая не является местной валютой.
Следовательно, любая операция в евровалюте затрагивает, по меньшей мере, две страны, страну, в которой находится банк, и страну происхождения валюты.
Не исключено, что заимодатели и заемщики находятся в одной из этих стран. Так, например, некая французская фирма принимает заем в фунтах стерлингов в Париже у банка, который вполне может оказаться филиалом или отделением английского банка; другая французская фирма возьмет ссуду во франках в Лондоне в банке, который может оказаться филиалом или отделением французского банка. С точки зрения этих французских фирм франк, будучи их национальной денежной единицей, не может считаться иностранной валютой. Первая будет считать, что сделала заем на рынке евровалют; вторая — на особом рынке, рынке еврофранков. Но в международных масштабах еврофранк по праву входит в число евровалют.
Заимодатели и заемщики представляют много разных стран. Большинство из них проводят операции в валюте, которая не является их национальной валютой. Ничто не мешает им перевести имеющиеся у них долговые обязательства или собственные долги в другую валюту, если они считают это выгодным. Так еврорынок охватывает весь мир и сливается с международным валютным рынком. Систематически на него выходят лишь несколько десятков банков, чтобы привлечь депозиты и распределить кредиты на разные сроки; но все банки присутствуют на нем — либо сами, либо будучи представлены уполномоченными посредниками — с целью исполнения поручений по обмену валюты и для управления своей валютной наличностью. Ставки по межбанковским сделкам ежедневно фиксируются в Лондоне по каждой валюте и по срокам платежа; эти ставки ЛИБОР на международном рынке конкретной валюты выступают эквивалентом ставок денежного рынка.
В действительности процентные ставки на международном рынке равны или несколько выше процентных ставок на денежном рынке определенной валюты. Так например, ЛИБОР по французским франкам сроком один месяц равен или чуть выше ПИБОР того же срока. Если бы это было не так, то иностранные банки-держатели французских франков поспешили бы разместить их в Париже, и равновесие было бы восстановлено; для иностранного банка гораздо проще выйти на денежный рынок в качестве заимодателя, а не заемщика.
Как правило, риск по операциям на рынке евровалют выше, чем на денежном рынке. Действительно, с одной стороны, если авуары и долги банка не сбалансированы по каждой валюте в отдельности, то банк сталкивается как с валютным риском, так и с риском изменения процентных ставок. С другой стороны, на рынке евровалют нет первоначального заимодателя; если рефинансирование в той или иной валюте не представляется возможным, банк может только обратиться к денежному рынку соответствующей страны; но тогда ставки могут оказаться существенно выше.