Валютные операции банка
Как показано выше, всякий раз, когда платеж совершается со счета в национальной валюте на счет в иностранной валюте или наоборот, отдающий распоряжение прибегает к помощи своего банка; иначе говоря, безналичный обмен валюты производится через банки. Поскольку эмиссия дорожных чеков и обмен наличной валюты являются производными от безналичного обмена валюты между банками-корреспондентами, то все эти операции в конечном счете замыкаются на банки. Если банк не располагает необходимым эквивалентом в иностранной валюте, он обращается к другим банкам, национальным или международным.
Следовательно, валютный рынок не имеет точной географической локализации. Операции совершаются по телефону десятками тысяч дилеров, которые являются банковскими служащими, и несколькими сотнями независимых посредников и посреднических домов по всему миру. В большинстве крупных банков при директорате организованы дилинговые залы, где размещаются десятки операторов, дилеров в том числе, и где для их работы созданы все условия. Некоторые дилеры отвечают за контакты с клиентами и для этого поддерживают связь с сетью агентств. Другие осуществляют поиск валютного эквивалента через посредников, которых постоянно информируют о своих ценах покупки и продажи. Из-за разницы во времени те дилеры, которые находятся в Париже или в Лондоне, приступают к своим обязанностям в довольно раннее время, чтобы успеть связаться с Токио, Гонконгом и Сингапуром. После полудня в течение нескольких часов они могут вести операции с Нью-Йорком.
В каждый конкретный момент курс доллара к французскому франку одинаков что в Париже, что в Нью-Йорке. Если опубликованные курсы по этим двум финансовым центрам отличаются друг от друга, это значит, что с момента, на который пик сделок приходился в Париже, до момента, на который число сделок достигло пика в Нью-Йорке, на валютном рынке изменилась ситуация.
В этих условиях курсы основных валют в том виде, в каком они официально фиксируются в Париже в середине рабочего дня, должны рассматриваться только как ориентиры. Так называемый парижский валютный рынок в действительности есть лишь часть мирового рынка. Его основная роль состоит в том, что для французских банков и их клиентов дается официальная ссылка относительно курсов, которые следует применять при безналичных валютных операциях. В действительности же применение того или иного курса в конкретной сделке само по себе не является очевидным.
Теоретически должен применяться курс, по которому банк рефинансировался. Но банки довольно редко рефинансируются для покрытия каждой отдельной сделки. Иногда поступления к клиентам взаимопогашаются и клиенты, не сознавая того, предоставляют друг другу валютный эквивалент. В противном случае его может обеспечить на временной основе сам банк, если риск не покажется ему чрезмерным; банки поступают так чтобы увеличить или, наоборот, разбить сумму сделки на валютном рынке, чтобы ускорить или отложить ее проведение в ожидании более благоприятной конъюнктуры. Короче говоря, рефинансирование банка лишь отдаленно связано с его сделками с клиентами.
Еще более сложными выглядят срочные валютные сделки. Представим себя на месте французского импортера, который первого октября заказывает в Японии комплект машин с оплатой через три месяца в иенах. Учитывая цену, которую импортер предполагает получить на французском рынке, сделка будет прибыльной при текущем курсе: 1 иена = 3,8 сантима. Она будет еще более прибыльной, если на намеченную дату—первое января — иена будет стоить всего 3,4 сантима. Если, напротив, ее курс возрастет до 4,2 сантима, сделка окажется весьма убыточной. Во избежание всяких неожиданностей, хороших или плохих, импортер может попросить свой банк продать ему иены на срок, то есть он получит и оплатит иены только первого января, но по курсу, оговоренному первого октября.
Возможно, что эквивалентную сумму в иенах банк найдет на рынке через оператора, который ищет франки против иен в тот же срок—первое января. В любом случае банк может начиная с первого октября купить иены с немедленной поставкой (так называемая наличная сделка, хотя речь идет о безналичных деньгах) и разместить их под процент в ожидании первого января, когда они будут перепроданы клиенту. Предположим, банк купил их по 3,8 сантима. Процентные ставки в Японии ниже, чем во Франции, и при размещении иена принесет меньший доход, чем 3,8 сантима. Для компенсации банк должен получить курсовую прибыль при перепродаже. Иными словами, операция осуществима, только если средний срочный курс иены выше ее курса по наличным сделкам; такая разница курсов называется «репорт». Чтобы дать более полное представление, скажем, что если по наличным сделкам курс иены первого октября равен 3,8 сантима, то по срочным сделкам сроком первое января он может составить 3,85 сантима. Верно и обратное: если в Японии процентные ставки выше, чем во Франции, то срочные сделки будут с «депортом», то есть на срочном рынке иена будет дешевле, чем на наличном.
Однако для банка в связи с возрастанием его авуаров в иенах за счет авуаров во франках могут возникнуть некоторые неудобства. Тогда он может продать иены другому банку (предположим, японскому), который, напротив, хочет обменять франки на иены. Также необходимо, чтобы за этой продажей последовала покупка на срок, чтобы иметь иены первого января, в день их перепродажи клиенту. Такая двойная сделка называется английским словом своп или, точнее, дилерский своп. Ей можно дать два следующих равнозначных определения:
— банк А продает наличную валюту банку Б и одновременно ее у него покупает, но на срок;
— банки А и Б обмениваются наличными валютами и одновременно производят обратный обмен, но на срок.
В рассмотренном примере поставка иен на срок в комбинации с операцией своп выглядит следующим образом:
— 1 октября: клиент покупает в своем банке иены на срок по 3,85 сантима, но он получит и оплатит их только 1 января;
— 1 октября: банк покупает на валютном рынке иены по курсу 3,80; в этот же день он продает их другому банку по тому же курсу 3,80 и покупает их у него на срок по 3,85 сантима;
— 1 января: банк получает иены по курсу 3,85 сантима и тут же перепродает их клиенту по тому же курсу.
Таким образом, в день заключения сделки французский банк дебетует японский банк во франках и дебетуется в иенах; в день платежа он кредитует японский банк во франках и кредитуется в иенах. Эти операции проводятся на условиях, согласованных заранее (что снимает валютный риск) и признанных взаимовыгодными обеими сторонами.
В итоге, если первоначально техника валютных операций разрабатывалась с целью обеспечения международных расчетов, в дальнейшем с неизбежностью встают более сложные задачи, в которых обслуживание клиента переплетается с собственной политикой банка, а поиски путей для снижения риска — с тягой к спекуляции.