Типы и принципы формирования стратегии продвижения банка
В условиях финансовой глобализации, давшей чувствительный толчок международному сотрудничеству банков и глубокой интеграции планетарного хозяйства, проблемы повышения конкурентоспособности российских коммерческих банков и развития конкуренции на рынке банковских услуг приобретает первостепенное значение для построения эффективной банковской работы.
Для российской национальной банковской системы характерна работа в условиях риска и неопределенности. Следует также отметить, что деятельность большой части банков характеризуется очень низкой степенью прозрачности, что существенно снижает процесс формирования конкурентоспособного банковского сектора в России.
На данный момент проблема увеличения конкурентоспособности членов российской банковской системы, а, следовательно, и построения конкурентной стратегии в условиях неопределенности, актуальна не только для крупнейших ее участников, но и для малых и средних банков, устойчивая деятельность которых является главнейшей предпосылкой развития национальной экономики и эффективного банковского сектора. В современных условиях развития российского банковского сектора конкурентная стратегия служит важным прикладным и методологическим инструментом, позволяющим увеличить конкурентоспособность его членов на целевых сегментах рынка и обеспечить их финансовую стабильность в долгосрочной перспективе.
Целью такой деятельности является обоснование и анализ принципов реализации и формирования стратегии банка в условиях конкуренции и неопределенности.
Стратегии коммерческого банка.
Стратегическое планирование являет собой на сегодня одно из пяти наиболее важных сфер эффективного управления банка наряду финансовым и технологическим развитием и контролем персонала, с маркетингом. Практически все банки осуществляют свою собственную стратегию, но не у каждого она четко формулируется в миссию и доводится до всех уровней, и принимает официальные формы. Обзор, проведенный в Британии, показал, что 80% банков и компаний имеют документально подтверждённые миссии. Менеджеры таких банков полагают, что ясно сформулированная миссия вносит свою лепту в получение прибыли.
Понятие стратегии банка. Стратегия банка – это концептуальная каркас его работы, определяющая приоритетные задачи и цели, и способы их достижения. Стратегия банка является ориентиром для принятия важнейших решений, касающихся продуктов, будущих рынков, прибыльности, организационной структуры и профиля рисков для менеджеров банка на всех уровнях его функционирования, т.е. она основа всей системы менеджмента. Стратегия являет собой подробный всесторонний план, созданный для того, чтобы гарантировать достижение его целей и осуществление миссии банка.
Стратегическое управление. Стратегия большей частью разрабатывается и формулируется высшим руководством, но ее осуществление предусматривает участие всех уровней контроля. Стратегический план должен обосновываться фактическими данными и глубокими исследованиями. Чтобы успешно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса банк обязан постоянно заниматься анализом и сбором огромного количества информации о конкуренции, отрасли, и других факторах.
Стратегический план придает банку индивидуальность, определенность, что позволяет ему привлекать конкретные виды работников, и, одновременно, не привлекать работников других видов. И, наконец, стратегии должны быть созданы так, чтобы не только оставаться полноценными в течение длительного периода времени, но также быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости, возможно, было произвести их переориентировку и модификацию. Общий стратегический план следует понимать как программу, которая контролирует деятельность банка в течение длительного периода, давая себе отчет о том, что постоянно меняющаяся социальная и деловая обстановка делает частые корректировки неизбежными.
Банковские стратегии в условиях неопределенности
Традиционная модель разработки стратегии, инструментами которой являются анализ цепочки создания стоимости, исследование рынка и расчет дисконтированного финансового потока, предполагает, что будущее предсказуемо. Руководителям банков, работающих в условиях неопределенности нужна концепция, которая позволяет произвести корпоративную стратегию, приспособленную к тому или иному уровню неопределенности. Такая концепция представлена в статье экспертов. Руководствуясь ей, банк вполне может или постараться сформировать будущее своей отрасли по наиболее желаемому сценарию, или сохранить право на выбор того или иного образа действий через конкретный промежуток времени или приспособиться к наиболее вероятному будущему.
Традиционный подход к формированию корпоративной стратегии предполагает: имея в своем распоряжении совокупность аналитических методов, менеджеры могут составить прогноз развития бизнеса с точностью, достаточной для выбора определённого стратегического направления. Анализ дисконтированных финансовых потоков требует, чтобы представление о будущем оказалось четким, а для этого обычно приходится жертвовать таким важным фактором, как неопределенность.
Если же будущее довольно туманно, то данный метод становится, в лучшем случае, лишь наименее полезным, а в худшем – просто рискованным. Недооценка неопределенности может привести к выбору стратегии, не позволяющей банку ни воспользоваться теми возможностями, которые появляются в ситуации высокой неопределенности, ни защититься от угроз со стороны конкурентов. Весьма рискованно и другая крайность: будучи не в состоянии продумать стратегию, базирующуюся на типичном анализе, некоторые менеджеры полностью отказываются от строгих рамок планирования и начинают принимать лишь интуитивные решения.
Банкам, часто вынужденным предпринимать те или иные стратегические действия в условиях неопределенности, необходим подход, свободный от всех крайностей. Как правило, даже в ситуации чрезмерно высокой неопределенности менеджеры имеют лишь общее представление о стратегических приоритетах банка. Потому, возникает потребность в концепции, способной решить, в условиях, какого именно уровня неопределенности работает банк, и разработать конкретную стратегию.