"Деньгами надо управлять, а не служить им."
Сенека

Кризис не подкрадется незаметно

Скоро в России станут предсказывать приближение экономических кризисов более точно, а значит, вовремя принимать упреждающие меры и более эффективно бороться с возможными последствиями. Еще три-четыре года назад о таких прогнозах можно было лишь мечтать.

Как было

В конце 2008 года ситуация на политическом поле была странная. С одной стороны, представители власти со всех ее ветвей и уровней вещали, что ничего экстраординарного в связи с начавшимся кризисом не происходит, а с другой - заклинали общество в необходимости сохранения политической и социальной стабильности.

Власть врала и шаманствовала, конечно, с перепугу. Ведь кризис нередко сродни пожару: вспыхнув в сфере финансов, он начинает стремительно пожирать реальную экономику и социальные блага. При этом тут же появляются политики, подливающие масла в огонь, который разгорается еще больше и, в конце концов, выгоняет народ на улицы. А это уже прямой путь к революциям, переворотам и прочим способам насильственной смены власти. В итоге на месте государства остается лишь пепелище, на котором всё приходится отстраивать заново...

Перепуг на местах принимал подчас анекдотичные формы. На Псковщине, например, заклинания о необходимости сохранения стабильности поначалу сочетались с утверждениями, что в силу некой «специфики» региональной экономики кризис обойдет область стороной, а затем, после его первых пугающих проявлений, стали стращать граждан и СМИ ответственностью за «разжигание паники». Дескать, паникерами и провокаторами займутся прокуратура и ФСБ. А когда, наконец, все-таки спохватились, то, как на деревенском пожаре, начали тушить уже вовсю полыхающий огонь кризиса ведрами.

Словом, как выразился тогда председатель комитета по труду и социальной политике областного Собрания Александр Христофоров: «За всю Россию говорить не хочется, но как региональный политик могу сказать, что к кризису Псковская область не готова. И самое главное, что власти не особенно и понимают, что надо делать». И он оказался прав, в том числе и «за всю Россию». Все антикризисные меры в последующем принимались постфактум.

Однако власть умеет не только раздувать щеки, но и, к счастью, учиться. В конце нынешнего лета председатель правительства Дмитрий Медведев поручил соответствующим структурам придумать систему мониторинга мировой и российской экономики, которая бы позволяла понять, наступает ли кризис и, если наступает, как с ним бороться.

Как следят сейчас?

Новая система мониторинга кризисных явлений будет создаваться не с нуля. Сейчас этим занимается Минэкономразвития. Туда стекается экспертная информация из целого ряда структур: Центробанка, Росстата, Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, Центра развития; Высшей школы экономики, Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара, компании «Ренессанс Капитал», Российской экономической школы, Организации экономического развития и сотрудничества, агентства HSBC Markit. Используется также внешнеэкономическая статистика. На основе этой информации Минэкономразвития готовит для правительства еженедельные обзоры важнейших показателей текущей экономической ситуации.

Обзоры включают в себя результаты ежемесячного мониторинга глобальных рисков и финансовой стабильности, индикаторов системного банковского кризиса, кредитных и валютных рисков, оттока средств со счетов и депозитов населения, сводного индекса экономической конъюнктуры, опережающего индекса, индекса по закупкам (по опросам менеджеров компаний), индекса предпринимательской уверенности (по опросам руководителей компаний), индекса промышленного оптимизма, динамики ВВП.

Используя все эти данные, эксперты уже и сейчас могут с достаточной точностью выявлять зарождающиеся кризисные процессы в экономике, определять «поворотные» точки и предсказывать вероятные сбои в экономической конъюнктуре.

В начале кризиса 2008 года именно индексы на основе опережающих индикаторов показали негативные тенденции в экономике раньше официальных данных. Но тогда этим индексам не поверили, а поверили данным Росстата. Так, например, индекс промышленного оптимизма, рассчитываемый Институтом экономики переходного периода, на 18 ноября 2008-го упал на 33,8 пункта за неделю, и это было самое низкое значение индекса в последефолтный период. Такую же тенденцию показывал ряд других индексов. Однако опубликованные в тот же период данные Росстата фиксировали... рост промпроизводства.

А с другой стороны, Росстат вроде бы и не виноват: начало кризиса 2008 года сопровождалось резким одномоментным падением спроса на промышленную продукцию, в то время как индекс производства обвалился лишь два месяца спустя.

Но, как бы там ни было, кризис накрыл страну неожиданно. Чтобы больше не попадать впросак, и было решено разработать новую систему мониторинга кризисных явлений в экономике.

Как будет работать?

В середине октября 2012 года на совещании у заместителя министра экономического развития Андрея Клепача решение о создании системы предсказания кризисов было принято. Затем был объявлен конкурс для разработчиков системы (его итоги пока не подведены).

Как сообщает агентство «Финмаркет», площадкой, где проводился бы мониторинг рисков и их обсуждение, может стать Совет по финансовой стабильности при Минфине. В случае появления негативных сигналов, разработкой мер противодействия приближающемуся кризису и повышения макроэкономической стабильности должна заниматься правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции.

К системе мониторинга будет приложен набор мер реагирования на первые же признаки приближающегося кризиса («дорожная карта»). Ничего нового там не предвидится (в основном стандартные меры бюджетно-денежной политики: снижение налоговых ставок, перераспределение расходов на «пожарные» цели, снижение кредитных ставок, расширение предложения ликвидности). Новое будет заключаться в методике применения этих мер - правильном сочетании их комбинаций и пропорций. А это доступно лишь в режиме «ручного управления».

Новая система мониторинга не станет российским ноу-хау. В США, например, уже давным-давно рассчитывают различные опережающие индикаторы экономической конъюнктуры. Причем занимается этим неправительственная некоммерческая исследовательская организация (Conference Board, Нью-Йорк) при министерстве торговли. И в этом есть свой резон. Участники рынка очень нервно реагируют на любые заявления официальных органов об ухудшении экономической ситуации и в итоге действительно устраивают кризис.

Но даже в случае независимого мониторинга эксперты предупреждают: не стоит ожидать от подобных систем прогнозирования каких-то чудес, экономика - слишком многофакторный процесс. Но определенные прогностические возможности у таких систем имеются. Например, та же Conference Board за последние 50 лет предсказала 12 рецессий при семи реально состоявшихся. Так что каждый участник рынка решает сам - верить подобным прогнозам или нет. Словом, новая система не панацея и даже может нести дополнительные риски.

Кто не рискует, тот уподобляется коммунальщикам

Первый заключается в инерционности мышления экономистов. Сейчас практически все они приучены работать на основе тех индикаторов и показателей, которые выдают Росстат, Центробанк, фондовые рынки, и пытаются на их основе вывести какой-то новый показатель. Предполагается, что он и ляжет в основу новой системы прогнозов, которая станет предсказывать кризисы лучше. Сейчас в основе прогнозов лежит показатель ВВП. Однако в мире давно уже ведутся работы по созданию нового индикатора, который должен прийти на смену ВВП. И еще не вопрос, что российские экономисты создадут индикатор более точный, чем их западные коллеги.

Во-вторых, чем точнее прогноз, тем больше риск, что именно он может обрушить экономику. Поэтому с появлением новой, более эффективной, системы прогнозов обязательно встанет вопрос: насколько полно такие предсказания можно делать достоянием общественности? Вдруг это вызовет панику на фондовых, финансовых и прочих рынках и только обострит ситуацию?

Ну и третий риск кроется в том, что очередной и предыдущий кризисы никогда не повторяют друг друга. Поэтому, как говорит завлабораторией конъюнктурных опросов Института Гайдара Сергей Цухло, благодаря новым индикаторам, возможно, и удастся угадать кризис за месяц до его наступления. Только что это даст? Лишь понимание того, что новый кризис не такой, как в 2008 году, и старый инструментарий непригоден?

Впрочем, иметь месяц-другой в запасе никогда не плохо. В любом случае, это лучше, чем уподобляться коммунальщикам, для которых зима всегда наступает неожиданно.

Добавить комментарий

НОВЫЕ СТАТЬИ ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ
  • Источники экономического роста
    Экономический рост зависит от многих факторов, таких как инвестиции, технологический прогресс, уровень образования населения, качество инфраструктуры и т.д. Рассмотрим некоторые из них подробнее.
  • Расчёт темпов экономического роста
    Экономический рост является одним из главных показателей развития страны. Он характеризует увеличение объема производства товаров и услуг, а также уровня доходов населения. Темпы экономического роста рассчитываются как процентное изменение ВВП (валового внутреннего продукта) за определенный период времени.
  • Производство и экономический рост
    Производство является ключевым элементом экономического роста. Оно определяет объем производства товаров и услуг в стране, а также уровень занятости населения и доходов населения. Поэтому, существует прямая связь между производством и экономическим ростом.
  • Производственная функция
    Производственная функция - это математическая модель, которая описывает, какие объемы продукции могут быть произведены при определенном уровне использования производственных ресурсов. Она позволяет оценить, как изменение количества используемых ресурсов влияет на объем производства.
  • Измерение безработицы. Понятие полной занятости ресурсов.
    Измерение безработицы - это важный индикатор экономического здоровья страны. Он позволяет оценить, сколько людей не имеют работы, но готовы и активно ищут ее. Безработица может быть вызвана различными факторами, такими как экономический спад, изменения в структуре рынка труда или технологические изменения.
  • Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен и инфляция. Номинальные и реальные показатели
    Номинальный и реальный ВВП - это два показателя, которые используются для измерения экономического роста страны. Номинальный ВВП измеряет стоимость всех произведенных товаров и услуг в текущих ценах, тогда как реальный ВВП учитывает инфляцию и измеряет стоимость всех произведенных товаров и услуг в постоянных ценах.
  • Сбережения и богатство. Проблемы оценки благосостояния нации.
    Сбережения и богатство нации - это два важных показателя экономического благополучия страны. Однако, оценка этих показателей может быть сложной задачей, так как они зависят от многих факторов, таких как уровень доходов населения, инфляция, налоговая политика и другие экономические факторы.